Познавательный журнал ЕНОТ

Наш журнал публикует новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информацию о научных и технических достижениях.
Menu
  • Главная
  • &-Одним абзацем
  • Наука
    • Космос
    • Новые технологии
  • Техника
    • Автотранспорт
    • Железнодорожный транспорт
    • Мототехника
    • Необычная техника
    • Необычные летательные аппараты
    • Разное
  • Оружие
    • Авиация
    • Артиллерия
    • Бронетехника
    • Военная история
    • Военная медицина
    • Военный хайтек
    • Дроны
    • Камуфляж
    • Колесная техника
    • Необычная военная техника
    • Оружие поддержки
    • ПВО
    • Разное
    • Снаряжение
    • Спецназ
    • Стрелковое оружие
    • Флот
    • Фотографии
    • Холодное оружие
  • Мир
    • История
    • Интересные вещи
    • Интересные идеи
      • Интересные места
        • Фотографии
    • Интересные факты
    • Культура
      • Архитектура
    • Природа
      • В мире животных
    • Путешествия
  • Еда
    • Первые блюда
    • Блюда из мяса и птицы
    • Блюда из рыбы
    • Блюда из овощей
    • Блюда из теста
    • Основные блюда
    • Салаты
    • Сладости
    • Соусы
  • Литературная страница
    • Поэзия
    • Юмор
  • Здоровье
    • Медицина
    • Спорт
  • Галерея
    • Видео
  • Реклама
  • ru Русский
    ar العربيةhy Հայերենaz Azərbaycan dilibe Беларуская моваbg Българскиzh-CN 简体中文hr Hrvatskics Čeština‎nl Nederlandsen Englishet Eestifi Suomifr Françaiska ქართულიde Deutschel Ελληνικάiw עִבְרִיתit Italianoja 日本語kk Қазақ тіліko 한국어ky Кыргызчаlv Latviešu valodalt Lietuvių kalbapl Polskipt Portuguêsro Românăru Русскийsm Samoansr Српски језикsk Slovenčinasl Slovenščinaes Españolsv Svenskatg Тоҷикӣtr Türkçeuk Українськаuz O‘zbekchavi Tiếng Việt
Home
Техника
Автотранспорт
Полтонны водки на колесах
Автотранспорт

Полтонны водки на колесах

admin 03.10.2020
Post Views: 377
1+
Ровно 60 лет назад, 1 октября 1960 года, из сборочного цеха Запорожского автозавода выкатился первый экземпляр микролитражного автомобиля ЗАЗ-965, он же «Запорожец», «жужик», «горбатый», «запор», «малыш» и почему-то «еврейский танк». Слышал я и такое прозвище, правда, не знаю, на чем оно основано.

Появление этой довольно убогой даже по тогдашним советским меркам машинки с архаичным дизайном и унылой мордашкой было воплощением второй провальной попытки руководства СССР наполнить страну массовыми, дешевыми и общедоступными «народными автомобилями». Однако, несмотря на всю свою примитивность, «запор» получился отнюдь не дешевым и не массовым.

Продажная цена машины составляла 18 тысяч рублей («старыми», а после деноминации 1961 года — 1800), при том, что первый «автомобиль для народа» — «Москвич-401», который к 1960 году был уже снят с производства, стоил ровно вдвое дешевле, а за 25 тысяч можно было купить гораздо более качественный, комфортабельный и престижный «Москвич-407» с вдвое более мощным мотором.

К тому, же, довольно чахлый Запорожский автозавод так и не смог обеспечить по-настоящему массового выпуска. За 9 лет серийного производства было сделано всего 320 тысяч «малышей», что для 220-миллионной страны — капля в море. Округленно — одна штука на 700 человек. Называть это «народным автомобилем» можно только в насмешку.

Цена машины в начале 1960-х годов примерно соответствовала 20 среднемесячным зарплатам, что для большинства советских граждан было совсем не мало. При этом сразу возникло противоречие: у бедных слоев населения на «Запорожец» не было денег, а обеспеченные и высокооплачиваемые люди его не покупали, поскольку он их не устраивал по своим потребительским качествам и в соответствующих кругах считался символом «нищебродства».

Тем более, что эксплуатация этой машны была весьма «романтичным» занятием. Несмотря на малую мощность, двигатель был довольно шумным и ненадежным. В жару он часто перегревался и термостат (если он работал исправно) его отключал. Приводные ремни вентилятора быстро изнашивались и рвались, а зимой дополнительное удовольствие доставлял вонючий и пожароопасный бензиновый обогреватель салона. Впрочем, в холодное время года на «запорах» мало кто ездил, обычно они зимовали в гараже или ржавели под окнами.

Поэтому, несмотря на относительно небольшие объемы выпуска, «горбатый» не был дефицитом и продавался свободно, без очередей и предварительной записи, но особым спросом не пользовался. Кстати, в народе ходили слухи, что цена автомобиля — 18 тысяч — была установлена, исходя из того, что она точно соответствовала цене тысячи поллитровых бутылок водки, которые продавались по 18 дореформенных рублей. Надо ли говорить, что большинство потенциальных покупателей предпочитало ездить на трамвае и пить водку, а не копить годами на «запор».

Третья и последняя попытка провести в СССР всеобщую автомобилизацию началась ровно через 10 лет на новом техническом уровне, но это уже совсем другая история. А на заставке — один из первых экземпляров ЗАЗ-965. Отличительная особенность этих машин — эмблема в виде звезды на крышке багажника и подфарники (точнее, «надфарники»), установленные сверху, на крыльях. Кстати, крылья у «Запорожца» были несъемные, сделанные зацело с кузовом.

Один из более поздних экземпляров, доживших до наших дней. Эмблема приобрела форму пятиугольника, а подфарники переехали на более привычное место.

Суровый аскетизм приборной панели.

Моторный отсек «Запорожца» какого-то фаната старинных автомобилей, который ухаживает за ним как за любимой женщиной

Опять поломался…

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com/
Фото Давида Дубницкого
1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147

Назад
Далее

Related Articles

Post Views: 627 2+ Немецкий инженер Андреас Цельзеймаер разработал компактную …

КОМПАКТНАЯ МИНИ-ГЭС «РОТОР» СМОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ НЕБОЛЬШОЕ СЕЛО

Post Views: 1 149 4+ В первые же дни после начала …

Австралия во Второй мировой войне

Атор статьи

admin

Свежие записи

  • Летающий минивэн: многоцелевой вертолет Fiat 7002 ( Италия-1961год) 26.01.2021
  • Для чего немецким мотоциклам нужны были «уши» 25.01.2021
  • Sprgr. Für Flintekal.12: ружейная граната 12 калибра для стрельбы из охотничьих ружей 25.01.2021
  • Истребитель Avia B.534 (Чехословакия-1933 год) 25.01.2021
  • История развития подкалиберных снарядов 25.01.2021

Архивы

  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Ноябрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018

Познавательный журнал ЕНОТ

Наш журнал публикует новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информацию о научных и технических достижениях.
Copyright © 2021 Познавательный журнал ЕНОТ
Theme by MyThemeShop.com

Ad Blocker Detected

Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker.

Refresh