Плавающие бронеавтомобили ПБ-4 и ПБ-7(СССР)

0

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-4 был разработан в КБ Ижорского завода в 1933 году под руководством Н.Я.Обухова на шасси грузовика «Форд-Тимкен», причем первые 3 броневика собрали уже в том же 1933 году. В апреле 1934 года доработанные версии ПБ-4 были успешно испытаны на суше и на плаву.

В отличие от плавающего бронеавтомобиля БАД-2, конструкторы ПБ-4 не стали мудрить с обтекаемым корпусом, а для упрощения конструкции, почти полностью повторили корпус от уже освоенного бронеавтомобиля БА-3. Впрочем, на пользу машине это не пошло — «тяжелый» корпус плавать никак не желал, поэтому по бортам пришлось ставить «понтоны», заполненные прессованной пробкой. Эта мера помогла лишь частично — ПБ-4 теперь держался на воде, но по прежнему с большим трудом спускался и поднимался из неё, не имел лебедки, в конце концов просто был оснащен слишком слабым для своего веса мотором, к тому же часто ломался.

Всего было выпущено 5-10 машин, однако, в силу названных причин, испытаний они не прошли.

Краткие ТТХ:
Тип: Плавающий бронеавтомобиль
Дата выпуска: 1933 г.
Длинна: 5,3 м
Ширина: 1,98 м
Высота: 2,25 м
Броня, лоб: 7 мм
Броня, борт: 7 мм
Броня, башня: 7 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: ГАЗ-АА, 40 л.с.
Дальность хода: 197 км
Максимальная скорость: 50 км/ч
Масса: 5280 кг
Вооружение: 1х 45-мм пушка 20К (52 выстрела), 2x 7,62-мм пулемёта ДТ (2200 выстрелов)
Характеристики даны для бронеавтомобиля ПБ-4

ПБ-4 имел цилиндрическую башню, аналогичную по габаритам малой пушечной башне танка Т-35, куда устанавливались 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года и спаренный с ней пулемет ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Наблюдение из башни можно было вести через смотровые щели с триплексами в бортах. В бортах башни под смотровыми щелями и в корме ниже люка имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.
Тут же находились подвесные сиденья двух членов экипажа— наводчика и заряжающего. Башня была оборудована ручным поворотным механизмом.

Неоспоримый плюс ПБ-4 — хорошо продуманная система охлаждения, работавшая в двух режимах — на суше, с помощью нижнего переднего люка, с последующим удалением нагретого воздуха через щели капота, на воде — за счет теплообменника, омываемый забортной водой. Передний люк при этом закрывался (хотя скорее задраивался).

Для движения на воде бронеавтомобиль ПБ-4 имел трехлопастной гребной винт, установленный на хвостовике червячной передачи заднего моста. Скорость на плаву не превышала 4 км/ч (задние колеса так и продолжали вращаться, мешая винту), а поворот осуществлялся за счет поворота передних колес.

Плавающий бронеавтомобиль ПБ-7

Бронеавтомобиль ПБ-7, это дальнейшее развитие ПБ-7, он был изготовлен на Ижорском заводе в 1937 году. Базой броневика ПБ-7 служило шасси грузовика ГАЗ-ААА.

Форма корпуса была выбрана более удачно, что позволило обойтись без понтонов, вес машины «скатился» с 5,3 до 4,5 тонн. ПБ-7 имел рациональный угол наклона броневых листов, коническую башни и несколько более толстые броневые листы, по сравнению с предшественником.

Экипаж сократился до 3 человек, пулемет в лобовом листе убрали, как и пушку, оставив в башне только 1х 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС (боекомплект 1000 патронов), впоследствии замененный на 2х ДТ. Двигатель ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с позволял ПБ-7 развивать скорость до 60 км/ч, однако, по непонятной причине, в жертву был принесен запас хода — из-за уменьшения емкости бака, он сократился до 120 км.

Несмотря на то, что новый плавающий бронеавтомобиль был объективно шагом вперед, он не устранял всех замечаний имевшихся к предшественнику — по-прежнему отличался отвратительной маневренностью на плаву, с трудом взбирался на берег, часто ломался. В серию ПБ-7 так и не пошел.

0

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147