Переносной зенитно-ракетный комплекс «КОЛОС»(СССР-1967 год)

3+

1966 год. В джунглях Вьетнама шла война. США, направившие сюда свои войска, активно и широко применяли новейшее оружие и военную технику. В «горячие точки» американские солдаты легко перебрасывались вертолетами, против которых стрелковое и малокалиберное артиллерийское вооружение вьетнамцев часто оказывалось малоэффективным. В то время Советский Союз оказывал Вьетнаму материльную и, военную помощь. Поэтому конструкторам «почтового ящика» в подмосковном г. Климовске (ныне ЦНИИТОЧМАШ) было поручено срочно создать «противоядие» винтокрылым машинам янки.
21 июня 1966 г. министр оборонной промышленности приказом № 473 обязал конструкторов спроектировать легкое безотказное оружие залпового зенитного огня, обслуживаемое расчетом из 1—2 человек.

Проектирование велось в строгой секретности. Углубившись в работу, климовчане рассмотрели несколько вариантов носимой плечевой пусковой установки и подробно изучили имевшееся в их распоряжении аналогичное немецкое пусковое устройство «Люфтфауст», захваченное советской армией в качестве трофея на заключительном этапе Второй мировой войны 1941—1945 гг.
Какой калибр выбрать? Как запускать реактивные снаряды — залпом или очередью? Эти вопросы прежде всего вставали перед ними. Рождение нового оружия находилось в прямой зависимости от их решения. Немало пришлось потрудиться главным разработчикам нового оружия конструкторам А. Г. Новожилову и В. М. Каракову. Сделанные ими расчеты показали, что наиболее оптимальным (по массе, габаритам и эффективности стрельбы) будет безоткатное оружие, стреляющее залпом от единого метательного заряда семью 30-мм неуправляемыми ракетами. Блок неуправляемых реактивных снарядов. Масса блока — 5.3 кг

Конструктивно это оружие было оформлено в виде блока стволов с зарядной камерой, поверх которых был нанесен защитный кожух из пенопласта и стеклоткани, что придало пусковой, установке цилиндрическую форму. Зарядная камера закрывалась откидным соплом-затвором. Для удержания в момент выстрела оружие снабдили двумя пистолетными рукоятками. Пуск реактивных снарядов осуществлялся с помощью механического спускового механизма куркового типа. При сгорании метательного заряда возникало давление в 120 атмосфер, силой которого все семь снарядов разгонялись в пусковой установке до скорости 110 м/с и получали вращательное движение около 100 об/с. После вылета из пусковой в 17—22 м от ее дульной части специальные пиротехнические замедлители запускали двигатели снарядов, которые через 0,3 с разгоняли «эрэсы» до 560 м/с. Для увеличения площади поражения конструкторы применили веерную разводку стволов. Поэтому к цели снаряды летели по расходящимся траекториям.

При проектировании оружия самым сложным оказался вопрос создания конструкции метательного заряда. Ведь при относительно низких уровнях давления пороховых газов двигателей необходимо было получить высокую начальную скорость снарядов и обеспечить в то же время идеальную динамическую уравновешенность системы при выстреле, т. е. исключить отдачу. Организациям, которым было поручено Миноборонпромом решение этой задачи, не удалось найти приемлемого технического решения. Полгода проектно-изыскательских работ не принесли ощутимого результата. Реактивные снаряды, названные НРС-30, имели массу серьезных конструктивных и технологических недоработок. Рассеивание их в залпе было настолько велико и нестабильно, что говорить об эффективности создаваемой переносной зенитной реактивной установки не приходилось.

В начале 1967 г. эту задачу климовские изобретатели решили своими силами. Ими был создан блок снарядов одноразового использования, объединивший в себе семь «эрэсов», расположенных по кругу. Блок этот должен был полностью комплектоваться на заводе и поступать в войска в готовом к применению виде. Как показали в дальнейшем испытания, такое решение было правильным. Оно значительно облегчило заряжание пусковой установки и увеличило скорострельность нового оружия.
Позаботились конструкторы и об удобстве транспортировки пусковой установки и боезапаса. Учитывая условия, в которых она должна была эксплуатироваться, были разработаны два типа вьюков. Внешне они напоминали большие каркасные рюкзаки. В одном помещалось пусковое устройство и два блока орэсов», в другом — четыре блока снарядов. Каждый вьюк весил 23 кг.

Испытания
К апрелю 1967 г. переносная зенитная ракетная система приобрела окончательный облик и была предъявлена на испытания. Ей было присвоено наименование «Колос». Испытания «Колоса» продолжались с июня 1967 по май 1968 г. Результаты оказались блестящими. По основным тактико-техническим параметрам (габаритам, массе и углам обстрела) оружие полностью соответствовало проектному заданию, а по вероятности поражения существенно превосходило его. Опытные стрельбы показали, что по эффективности ракеты «Колоса» равноценны 37-мм снаряду автоматической зенитной пушки. Даже 10-мм броня не являлась для них помехой. Ее пробитие отмечалось во всех случаях при встрече снарядов с бронеплитами под углами от 0 до 60°. Вероятность поражения вертолета одним залпом на высоте 300 м при дальности 500 м составляла: зависшего — 14 %, летящего — 4%.
Огневые испытания, в которых участвовали 6 человек, показали, что комплекс «Колос» безопасен в обращении, а отдача при стрельбе из него переносится даже легче, чем при выстреле из гранатомета РПГ-7.
На полигоне также были опробованы возможности «Колоса» при стрельбе по наземным целям. Выяснилось, что его можно с успехом применять на дальностях до 2 км для уничтожения скоплений техники, складов горючего и различных летательных аппаратов на аэродромах.
Однако, несмотря на положительные результаты, полученные на испытаниях, «Колос» не был принят на вооружение и серийно не выпускался. Причина заключалась, видимо, в том, что проектировалось это оружие не для Советской Армии.

Тактико-технические данные

Масса, кг — 9,2

Длина, мм — 1500

Масса снарядов, кг — 4,5

Количество ракет в залпе — 7

Максимальный угол возвышения, град. — 60

Расчет, чел. — 2

3+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147