Образец «Уралмаш-1» СУ-101 — самая «толстокожая» САУ

1+
В сентябре 1944 года  «Уралмашзавод» начал серийный выпуск самоходных орудий СУ-100 – одного из лучших средних орудий Второй мировой. Самоходка имела 100 мм орудие и неплохую для своего времени маневренность и бронезащиту. Имелись и у нее и недостатки, столь характерные для самоходных орудий данного типа. Вылет длинноствольного орудия приводил к затруднению маневрирования в ограниченных пространствах, центр тяжести создавал перегрузку передних катков, что  приводило к частым поломкам.
Дальнейшее развитие длинноствольных самоходных орудий на базе Т-34 не представляется возможным . Для решения технических проблем требовалась новая база. Завод «Уралмашзавод» летом 1944 года, начинает разработку новых САУ на базе различных советских танков. В октябре 1944 года завод представляет техсовету танковой промышленности следующие проекты:
— артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122П. САУ изготовлена в металле и проходит испытания;
— артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – ЭСУ-100. САУ проектировалась с электрической трансмиссией и имела заднее расположение боевого отделения;
— артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-1. САУ должна была использовать перекомпонованную агрегатную часть Т-34. Имела заднее расположение боевого отделения;
— артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-2. САУ должна использовать двигатель В-2-44 и компоновку агрегатов от Т-44. Имела заднее расположение боевого отделения;
— артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122-44. САУ должна использовать компоновку агрегатов от Т-44. Имела переднее расположение боевого отделения.

Согласно решению техсовета лучшим был признан проект — СУ-100-М-2. Согласно приказа наркома танкопромышленности от 21.10.44 года №625, завод приступает к созданию образца СУ-100-М-2 для проведения испытаний. САУ получалась на удивление компактной. Вес машины не выходил за рамки бронемашин среднего класса, бронирование САУ можно было значительно повысить. В 1945 году, комиссия от наркома танкопромышлености ознакомившись с ходом работ, остается довольной ситуацией и назначает срок создания первого образца на май 1945 года. Образец получает название «Уралмаш-1».

В марте 1945 года завод ускоренными темпами создает два образца САУ – СУ-101 и СУ-102. СУ-101 – САУ с орудием Д-10С калибра 100 мм, и СУ-102 – с орудием Д-25С калибра 122 мм. Оба образца были построены к назначенному сроку. Дополнительно был изготовлен корпус артустановки для проведения испытаний на бронестойкость.

Устройство СУ-101
Артустановка самоходного типа СУ-101 создавалась на основе агрегатов от Т-44 и Т-34-85. САУ относилась к классу бронированных машин как противотанковое средство. Проект САУ после испытаний, предлагали модифицировать и использовать на испытанной базе СУ-101 более мощные орудия с большим калибром. Компоновочная схема САУ имела кормовое расположение боевого отделения. МТО располагалось спереди. Место мехвода слева в носовом отделении, справа, расположен двигатель с механизмами трансмиссии. В рубке,  слева от орудия находился наводчик, за ним командир машины, справа от орудия сидел заряжающий. Машина была оборудована смотровыми приборами МК-4. Вход в машину осуществляется через люк, расположенный в корме рубки, на крыше рубки так же располагался командирский люк, для мехвода имелся люк в крыше корпуса. САУ несла на себе нарезное орудие Д-10С калибра 100 мм, ранее применяемое в артустановке самоходного типа СУ-100. Кроме этого, САУ имела 12.7 мм пулемет ДШК. Орудие имело вертикальные углы наведения от -2 до +18 градусов, горизонтальные углы наведения секторально 22.5 градуса. Для наведения орудия использовался прицел телескопического типа ТШ-19. Для стрельбы из закрытой позиции использовали панораму Герца. Скорость орудия составляла три выстрела в минуту. Боезапас САУ – 36 боеприпасов для орудия и 450 к пулемету.

При производстве САУ использовали броневые катаные листы толщиной от 15 до 120 мм. Бронелисты устанавливались с рациональными  углами наклона. Лобовая броня корпуса имела толщину – 90 мм, с углом 27 градусов, лобовая броня рубки –  120 мм, установленные под углом 55 градуса. Для обеспечения дымовой завесы на корме рубки установлены 2 шашки с дымовым зарядом. В МТО, располагался дизельный двигатель В-44, мощностью 500 л.с. Для запуска двигателя использовали стартер СТ-700, или сжатый воздух из 2-х баллонов. Топливные баки вмещали 370 литров топлива, запасные баки вмещали 360 литров топлива. Заявленная дальность хода — 167 километров.

Конструкция трансмиссии повторяет конструкцию агрегатов от Т-34-85. Изменения в конструкции связаны в основном с расположением отделения МТО в носовой части САУ. Ходовая часть аналогична танку Т-44, от которого взяли катки гусеничные ленты и индивидуальную торсионную подвеску.

Судьба СУ-101
Заводские испытания образца СУ-101 проходили в осенью 1945 года. По ходу испытаний выявляли и дорабатывали или устраняли различные технические проблемы. САУ в конце заводских испытаний признается готовой к полигонным боевым испытаниям. Образец под названием «Уралмаш-1» несомненно, превосходил по многим характеристикам ранее созданные САУ. Машина получилась более компактная и более маневренная чем Су-100. Испытания обстрелом показали, что машина по защищенности превосходит все имеющиеся на то время серийные советские САУ и танки. Лобовая броня САУ на дистанциях более 500 метров не пробивалось немецким 88 мм противотанковым орудием.  При том, что вес САУ СУ-101 соответствовал весу Т-34-85. Не машина имела и недостатки. Свободного пространства в машине стало меньше, чем даже у СУ-100. При стрельбе, дульная волна оказывала негативное воздействие на крышу корпуса и МТО, из-за чего двигатель глох. Возможно, что совокупность этих и причин , а так же окончание Второй мировой войны не позволили СУ-101 пойти в серию. На данный момент СУ-101, как исторический экспонат находится в ВИМ БТВиТ на Кубинке.

Основные характеристики САУ:
— вес 34800 килограмм;
— экипаж машины 4 человека;
— год постройки образца 1945;
— длина 7.12 метров;
— ширина 3.11 метра;
— высота 2.6 метра;
-клиренс 42 сантиметра;
— скорость до 50 км/ч;

Автор: Роман Джерелейко
Источники:
https://topwar.ru/
https://warspot.ru/
1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147