Как простая деревянная ложка стала символом янычар

6+
Практически все великие державы имели свои военные сословия, особые войска. В Османской империи это были янычары. В основу организации корпуса янычар (от «ени чери» — «новое войско») легли две основные идеи: государство брало на себя всё содержание янычар, чтобы они могли все время посвящать боевой подготовке, не теряя боевых навыков в мирное время; создать профессионального воина, объединенного в военно-религиозное братство, вроде рыцарских орденов Запада. Кроме того, султанская власть нуждалась в военной опоре, преданной только верховной власти и никому более.

Создание корпуса янычар стало возможным благодаря успешным захватническим войнам, которые вели османы, что привело к накоплению у султанов больших богатств. Появление янычар связано с именем Мурада I (1359—1389), который первым принял титул султана и совершил ряд крупных завоеваний в Малой Азии и на Балканском полуострове, оформив создание Османской империи. При Мураде начали формировать «новое войско», которое впоследствии стало ударной силой турецкой армии и своего рода личной гвардией османских султанов. Янычары подчинялись лично султану, получали жалованье из казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкой армии. Подчинение лично султану символизировала кокарда на головном уборе янычар, которая представляла из себя ничто иное как футляр для ложки, которая должна была как бы постоянно напоминать янычарам о том кто их кормит. Изначально янычары просто втыкали спереди в свою белую войлочную шапку деревянную ложку, а позже для нее стали делать роскошные футляры иногда украшенные драгоценными камнями и золотом.

Снабженческая идея видна во всей организации янычар. Низшей ячейкой в организации было отделение — 10 человек, объединенных общим котлом и общей вьючной лошадью. 8-12 отделений формировали оду (роту), имевшую большой ротный котел. В XIV столетии насчитывалось 66 од янычар (5 тыс. человек), а затем число «од» возросло до 200. Командир оды (роты) именовался чорбаджи-баши, т. е. раздатчиком супа; другие офицеры имели звание «главный повар» (ашдши-баши) и «водонос» (сака-баши). Название роты — ода — обозначала общую казарму — спальню; ещё подразделение называли «орта», т. е. стадо. По пятницам ротный котел посылался на кухню султана, где для воинов Аллаха приготовлялся пилав (плов, блюдо, в основе которого рис и мясо). В позднейший период, когда корпус янычар уже разложился, митинги происходили вокруг войсковой святыни — ротного котла, и отказ янычар вкусить привезенный из дворца пилав считался опаснейшей мятежной приметой — демонстрацией.

Забота о воспитании духа была вверена суфийскому ордену дервишей «бекташи». Его основал Хаджи Бекташ в XIII веке. Все янычары были приписаны к ордену. В 94-ю орта символически зачисляли шейхов (баба) братства. Поэтому в турецких документах янычар часто называли «товарищество Бекташа», а янычарских же командиров «ага бекташи». Этот орден допускал определённые вольности, вроде употребления вина и содержал элементы немусульманских практик. Учение Бекташи упрощало основные постулаты и требования ислама. К примеру, делало необязательной пятиразовую ежедневную молитву. Что было вполне разумно — для армии в походе, да еще во время военных действий, когда от скорости маневра и движения зависел успех, такие задержки могли стать фатальными.

Казарма становилась своего рода монастырем. Орден дервишей был единственным просветителем и учителем янычар. Монахи-дервиши в янычарских частях играли роль войсковых капелланов, а также несли обязанность по увеселению воинов пением и шутовством. Янычары не имели родных, для них султан был единственным отцом и его приказ был священен. Они были обязаны заниматься только военным ремеслом (в период разложения ситуация в корне изменилась), в жизни довольствоваться военной добычей, а после смерти надеяться на рай, вход в который открывала «священная война».

Сначала корпус формировался из пленных христианских подростков и юношей 12-16 лет. Кроме того, агенты султана покупали на рынках молодых рабов. Позже за счет «налога кровью» (система девширме, то есть «набора детей подданных»). Им облагали христианское население Османской империи. Его суть была в том, что из христианской общины в рабы султана брался каждый пятый неполовозрелый мальчик. Интересен тот факт, что османы просто заимствовали опыт Византийской империи. Греческие власти, испытывая большую потребность в солдатах, периодически проводили принудительную мобилизацию в районах, населенных славянами и албанцами, забирая каждого пятого юношу.

Первоначально это был очень тяжелый и позорный налог для христиан империи. Ведь эти мальчики, как знали их родители, в будущем становились страшными врагами христианского мира. При этом стоит отметить, что «рабы султана» не имели ничего общего с обычными рабами. Это не были невольники в цепях, которые выполняли тяжелые и грязные работы. Янычары могли достичь самых высоких постов в империи, в военных или полицейских формированиях. В более позднее время, к концу XVII века, корпус янычар уже формировался преимущественно по наследственному, сословному принципу. А богатые турецкие семьи платили большие деньги, чтобы их детей приняли в корпус, так как там можно было получить хорошее образование и сделать карьеру.

Несколько лет дети, насильно оторванные от родительского дома, проводили в турецких семьях, что заставить забыть дом, семью, родину, семью, изучить основы ислама. Затем юноша поступал в институт «неопытных мальчиков» и здесь развивался физически и воспитывался духовно. Там они служили 7-8 лет. Своего рода это была смесь кадетского корпуса, военной «учебки», стройбата и духовного училища. Преданность исламу и султану являлось целью этого воспитания. Будущие воины султана изучали богословие, каллиграфию, право, литературу, языки, разные науки и, конечно же, военное дело. В свободное от учебы время учеников использовали на строительных работах — главным образом на возведении и ремонте многочисленных крепостей и укреплений. Янычар не имел права жениться (брак был запрещён до 1566 г.), был обязан жить в казарме, беспрекословно исполнять все распоряжения старшего, а в случае наложения на него дисциплинарного взыскания, должен был, в знак покорности, поцеловать руку наложившего взыскание.

Система девширме возникла уже после формирования самого янычарского корпуса. Её развитие затормозилось во время смуты, наступившей после вторжения Тамерлана. В 1402 г. в битве при Анкаре янычарские и другие подразделения султана были практически полностью уничтожены. Мурад II в 1438 г. возродил систему девширме. Мехмед II Завоеватель увеличил число янычар и повысил им жалованье. Янычары стали ядром османской армии. В более поздние времена многие семьи сами стали отдавать детей, чтобы они получили хорошее образование и сделали карьеру.

Главным оружием янычар долгое время был лук, во владении которым они достигали большого совершенства. Янычары были пешими лучниками. Кроме лука, они имели на вооружении сабли, ятаганы и другое холодное оружие. Позднее янычары были вооружены огнестрельным оружием.

Изначально янычары были самыми преданными слугами султана, но в поздний период сообразили, что «своя рубашка ближе к телу» и после уже не правители указывали янычарам, что делать, а иногда наоборот. Они стали походить на римских гвардейцев-преторианцев и разделили их судьбу(римский император Константин Великий уничтожил преторианскую гвардию, и разрушил преторианский лагерь как «постоянное гнездо мятежей и разврата»). Янычарская верхушка превратилась в касту «избранных», которая стала смещать султанов по своей воле. Янычары превратились в мощную военно-политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов. Кроме того, янычары утратили своё военное значение. Они стали заниматься торговлей и ремеслом, забыв о военном деле. Ранее могучий корпус янычар утратил реальную боеспособность, став слабоуправляемым, но при этом до зубов вооруженным сборищем, которое угрожало верховной власти и отстаивало только свои корпоративные интересы.

Поэтому в 1826 г. корпус был уничтожен. Султан Махмуд II начал военную реформу, преобразуя армию по европейскому образцу. В ответ столичные янычары подняли мятеж. Восстание подавили, казармы были разрушены артиллерией. Зачинщики бунта были казнены, их имущество конфисковано султаном, а молодые янычары изгнаны или арестованы, часть поступила в новую армию. Суфийский орден, идейное ядро организации янычаров, также был распущен, а многие его последователи казнены или изгнаны. Уцелевшие янычары занялись ремеслом и торговлей.

Автор:Самсонов Александр
Источники:
https://topwar.ru/
https://ru.wikipedia.org/
https://www.mk.ru/
https://sdl-invest.ru/
6+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147