Аэроплан Максима. Да, именно того самого Максима!

3+
Первого августа(по другим данным-31 июля) 1894 года начались испытания парового аэроплана, спроектированного знаменитым изобретателем пулемета Хайрамом Максимом. В начале последнего десятилетия позапрошлого века ему надоело оружие и он увлекся идеей создания машины для передвижения по воздуху, вложив в нее большие деньги. На них он по собственному проекту построил аппарат внушительных размеров, весивший почти четыре тонны. Этот аэроплан, по замыслу его создателя, должен был возить пилота и двоих пассажиров

Но оружейная механика и аэродинамика — дисциплины совершенно разные и безмерно далекие друг от друга. Поэтому, будучи гением в одной из них, можно совершенно не разбираться в другой. Несмотря на то, что аэроплан Максима был оснащен двумя очень легкими и мощными двухцилиндровыми паровыми машинами, развивавшими в совокупности 180 лошадиных сил, крайне неудачная форма и профиль крыла (а точнее — его отсутствие) так и не позволили ему подняться в воздух.

Солидной мощности силовой установки хватило лишь на то, чтобы частично компенсировать вес аппарата. Это было заметно по глубине борозд, оставленных в грунте боковыми колесами шасси при разбеге. Центральные колеса при этом катились по рельсам.

В дальнейшем Максим многократно переделывал машину, добавляя и меняя местами дополнительные несущие поверхности. Один из вариантов имел, как ангел Серафим, аж целых шесть крыльев. Но лучший результат, которого удалось достичь на испытаниях, представлял собой всего лишь подскок на высоту примерно 30 сантиметров и около 50 метров в длину. При этом в воздухе самолет оказался неуправляемым. Его сразу накренило, он чиркнул одним из винтов по земле и замер, сломав шасси и нижнюю плоскость.

К тому моменту Максим уже потратил на постройку и доработки машины более 200 тысяч долларов. Даже при его богатстве это была очень серьезная сумма, причем расходы явно не соответствовали полученным результатам. Так и не догадавшись, что надо сделать, чтобы добиться устойчивого и управляемого полета, Максим забросил увлечение авиацией, оставшись в истории «отцом» пулемета, но не аэроплана.

Модификация   Aeroplane 1894
Размах крыла, м   31.70
Длина, м   36.58
Высота, м  
Площадь крыла, м2   360.00
Масса, кг  
  пустого самолета   272
  нормальная взлетная   3628
Тип двигателя   2 ПаД Maxim
Мощность, л.с.   2 х 90
Максимальная скорость, км/ч   67 (расчетная)
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел   3

 

Аппарат после очередной переделки. Теперь второе крыло установлено на уровне пола фюзеляжной гондолы, а к концам верхнего крыла прикреплены дополнительные наклонные плоскости. Деревянные полозья на стойках, размещенные по обе стороны рельсовой колеи, служат ограничителями, не позволяющими самолету взлететь на высоту более полуметра. Таким способом Максим решил обезопасить машину от слишком резкого подъема  и последующего падения. Но эти ограничители оказались излишними.

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://www.airwar.ru/

Владимир Кондратьев. Максим-паровоз

The Pioneers. Sir Hiram Maxim (1840 — 1916)

L+K  2000-25-26. Jiri Nozicka. Sir Hiram S. Maxim dalsi z predchudcu btatru Wrightovych

WW1 Aero 1985-04. Maxim

Schiffer. M.H. Goodall, A.E. Tagg. British aircraft before the Great War

3+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147