3+

Люди, увлекающиеся авиацией, знают, насколько много всевозможных изобретений было сделано на заре самолетостроения. Некоторые изобретения оказались жизнеспособными и широко применяются до сих пор. Некоторые канули в Лету, и о них никто сегодня не вспоминает – неудачи ведь тоже случаются. А другие вроде бы как и не применяются из-за многих недостатков, но на протяжении всего времени к ним пытаются вернуться. Наглядный такой пример – крыло арочной конструкции.

Жил-был в Пенсильвании американский инженер по имени Уиллард Рэй Кастер. Родился он в 1899 году и вырос как раз к тому моменту, когда авиация начала своё шествие по планете. Он не имел никакого образования и бросил школу в 13 лет ради работы, однако талант авиаконструктора был ему дан от рождения. Когда Уилларду было 26 лет, он увидел, как крыша старого амбара приподнялась от сильного ветра. Это был старт его авиационной карьеры.

Изучая аэродинамику, он уже через три года смог представить и запатентовать свою собственную концепцию крыла, имеющую арочную конструкцию. Преимуществом данной конструкции была большая подъемная сила, наблюдаемая даже на низких скоростях. Это позволяло бы использовать самолет на сверхкоротких взлетных полосах.

В 1939 году Кастер основал собственную компанию и очень скоро приступил к разработке самолета CCW-1 (Custer Channel Wing), который был чисто экспериментальной конструкцией. Следующая модель, CCW-2, также с арочным крылом, имела настолько короткий разбег, что могла взлетать с площадки длиной в десяток метров. По замыслу конструктора, арка в крыле способна создавать дополнительную статическую подъемную силу, и он пытался добиться того, чтобы самолет мог подниматься в воздух практически вертикально и устойчиво находиться в полете при малых скоростях – до 70-80 км/ч.

С точки зрения аэродинамики Кастер не ошибался. Ведь подъемная сила тем выше, чем выше скорость потока по верхней части крыла – и винт как раз создавал эту высокую скорость потока.

Этим самолетом заинтересовались военные – лакомый кусок для любой компании – но, к сожалению, после ряда испытаний интерес к арочному крылу пропал. Характеристики не поразили военных, а вот то, что при отказе одного двигателя самолет сразу становился неуправляемым, ставило крест на потенциально боевой машине.

Кастер спроектировал еще несколько моделей – CCW-3, CCW-4 и CCW-5 (первые две построены не были). Последняя модель практически дошла до серийного производства, но все же так и не стала популярной, несмотря на впечатляющие характеристики. 670-килограммовой машине для разгона хватало 28 метров, а ее полет мог проходить с минимальной скоростью в 38 км/ч!

Возможно, если бы Кастер обладал научным и инженерным образованием, он бы смог довести этот тип крыла до совершенства, кроме того, в то время многие не понимали и не принимали эту концепцию. К концу жизни он несколько охладел к собственной идее, устав доказывать ее превосходство над другими схемами, множество же патентов позволяло ему вести довольно безбедную жизнь. Умер Кастер в 1985 году, оставшись в истории авиации талантливым экспериментатором и провидцем, опередившем свое время.

В конце 1980-х годов арочное крыло решили испробовать и в Советском Союзе. За дело взялось ОКБ Антонова. Самолет получивший название «Изделие-181» должен был иметь длину разбега в 70 метров и минимальную скорость в воздухе 30 км/ч(?). Но, к сожалению, развал СССР не позволил конструкторам закончить проект, и самолет в воздух так ни разу и не поднялся.

Вполне возможно, что будущие конструкторы вернутся к арочной схеме снова – с развитием технологий такое крыло могло бы стать весьма полезным в определенных областях применения.

Источники:

https://zen.yandex.ru/pronauka

http://www.airwar.ru/

3+

от admin