24+

Помните старый советский анекдот про форточку?

Разговаривают два заключенных. Один спрашивает другого:
— Тебя за что посадили?
— Та, форточку на работе открыл…
— Ты чё гонишь, за такое не сажают!
— Так я на подводной лодке работал!

Шутки шутками, а ведь на некоторых подводных лодках действительно имеются «форточки»(иллюминаторы). А как известно, на боевых кораблях ничего не делается просто так, стало быть и «форточки» для чего нужны. Давайте попробуем разобраться каково же их назначение, ведь не для того же, что бы под водой рыбок разглядывать?;)

В основе создания подводной лодки лежит идея судна, способного погружаться под воду – в этом контексте вызывает удивление наличие даже не герметичных иллюминаторов, а окон на корабле, длительное время проводящегося под водой.

Выйти покурить

В ходе разработок и модернизации подлодок советские конструкторы неоднократно предлагали морякам отказаться от устройства рубки, чтобы обеспечить более высокую скорость подводного хода. Однако, согласно работе «Устройство подводных лодок» Прасолова С.Н. и Амитина М.Б., от идеи отказались по двум причинам – объективной и субъективной. Во-первых, в рубке удобно «прятать» все подъемно-мачтовые устройства, перископы, навигационные антенны, системы радиосвязи и прочее оборудование. Там же размещен спасательный колокол и плавсредства для экипажа. Во-вторых, когда лодка идет в надводном положении, в рубке находятся дежурный по кораблю и командир, руководящий экипажем по интеркому. Субъективная же причина заключается в том, что при длительном походе команде просто необходимо время от времени выходить на свежий воздух, в том числе ради такого просто удовольствия, как выкурить сигарету.

Отличие советских подлодок от американских

Подводные лодки, находящиеся в составе американского флота, нередко вовсе лишены оборудованного мостика в рубке. Как описывает кандидат технических наук Б.Ф. Дронов в учебном пособии «Введение в архитектуру подводных лодок», если американские подводники поднимаются наверх во время надводного положения лодки, им приходится держаться за поручни и ограждение выдвижных устройств.

На советских и российских подлодках мостики могут быть одновременно двух типов: открытого и закрытого. При открытом типе на крыше рубки оборудовано лишь выдвижное ветровое стекло, тогда как закрытый вариант предполагает наличие окон, через которые хорошо просматривается окружающая акватория. Делались подобные «комфортабельные» рубки по причине того, что основная часть советского подводного флота несла боевое дежурство в акваториях северных морей, где большую часть времени погода, мягко говоря, не располагает к прогулкам на открытом воздухе. А учитывая относительно малые глубины в районах базирования подводных лодок, им приходилось довольно долгое время двигаться в надводном положении к точке погружения.

Несмотря на достаточную толщину, стекла на окнах все же не были рассчитаны на высокое давление воды. Поэтому, при уходе на глубину экипаж покидает рубку, после чего управление кораблем осуществляется из центрального контрольного пункта, а «застекленная» часть рубки заполняется водой, компенсируя забортное давление.

Источник:https://russian7.ru/

24+

от admin