1+

Во второй половине 1930-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов. Средний танк тип «89», на то время составлявший основу японских бронетанковых войск, уже устарел и требовал замены. В 1936 году были сформулированы тактико-технические требования к новому среднему танку. При меньших размерах, большей скорости и лучшей бронезащите, чем у танка тип «89», он должен был иметь то же вооружение — 57-мм орудие и два пулемета. В соответствии с этими требованиями к 1936 году были разработаны два прототипа будущего среднего танка — «Чи-Ни» («средний четвертый»), массой 9,8 тонн, разработанный арсеналом в г. Осака («Осака Рикугун Зохейшо») и «Чи-Ха» («средний третий»), массой 15 тонн, фирмы «Мицубиси дзёкогё кабусикигайся».

В 1936 — 1937 годах было выпущено по два опытных образца танков «Чи-Ни» и «Чи-Ха», прошедших испытания. Если первоначально японский Генеральный штаб сухопутных войск отдавал предпочтение более дешевому «Чи-Ни», то после проведений испытаний обоих прототипов, стало ясно, что он только ненамного превосходит уже находившийся в производстве легкий танк «Ха-Го». Анализ боевых действий в Китае указывал на необходимость принятия на вооружение более маневренного, лучше бронированного и мощнее вооруженного танка, в результате чего танк «Чи-Ха» был принят на вооружение в 1937 году под обозначением «Тип 2597». Его массовое производство началось в 1938 году  фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Сийсакуси» и «Нихон Сейкосё», а также фирмой «Хитачи» и арсеналом в Сагами. Всего с 1938 по 1943 было произведено 1366 танков «Чи-Ха» тип «97».  Он стал самым массовым и наиболее удачным японским танком периода Второй мировой войны.

Одновременно с линейными танками «Чи-Ха» на вооружение для штабов полкового звена была принята специализированная модель командирского танка «Чи-Ки», оснащенная более мощной радиостанцией, навигационными приборами и дополнительными сигнальными устройствами, увеличенной башней без пушечного вооружения с измененной командирской башенкой, большой поручневой антенной и еще одним люком в крыше позади башенки. 57-мм пушка была демонтирована, а в качестве компенсации вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалась 37-мм пушка, хотя на некоторых образцах таким же образом монтировали и 57-мм орудие. Кроме этого, впоследствии на шасси среднего танка тип «97» было создано семейство специальных машин и САУ, в том числе: самоходные противотанковые пушки; самоходные орудия поддержки; артиллерийские танки в качестве штурмовых САУ; самоходные зенитные установки; инженерные и инженерно-штурмовые машины; мостовые танки; БРЭМ. Японские средние танки  тип «97» и машины, созданные на их базе, отличались малой массой, сравнительно легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, что в целом соответствовало задачам «маневренного» танка.

Компоновка танка «Чи-ха» была выполнена по классической схеме с передним расположением трансмиссии. Бронирование было дифференцированным и варьировалось в пределах от 8,5 до 25 мм. Экипаж танка составлял четыре человека. Отделение управления совмещено с боевым. В корпусе впереди справа в выступающей рубке размещался механик-водитель, слева — пулеметчик; в башне справа от пушки — командир, слева – наводчик, он же — заряжающий. Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе из подкладных полос и уголков с помощью круглых заклепок и болтов с шестигранной пулестойкой головкой, хотя на некоторых узлах (крыша отделения управления) применялась и сварка. Число литых деталей в конструкции корпуса было сведено к минимуму, при этом активно применялись гнутые листы (рубка механика-водителя и нижний кормовой лист). Защиту лобовой части корпуса несколько увеличивал наклон двускатного верхнего лобового листа в 80° к вертикали, нижнего — 62°. Для доступа к трансмиссии в носовой части корпуса имелось два одностворчатых люка.

 

Боковые жалюзи прикрывались специальными створками, которые использовались для защиты от огня противника. Доступ экипажа в отделение управления осуществлялся через люк стрелка-радиста, у механика-водителя имелся передний смотровой лючок с горизонтальными смотровыми щелями, а также сигнальный лючок на крыше рубки. В левой части лобового листа рубки располагалась шаровая установка для 7,7-мм танкового пулемета тип «97». Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение. Борта  вертикальные, изготовленные из бронелистов толщиной 20 — 25 мм, однако подбашенная коробка получила форму усеченной пирамиды и имела толщину брони 20 мм и наклон бортов 40°. Лобовой лист боевого отделения устанавливался под углом всего 10°. На танке устанавливалась двухместная башня конической формы с кормовой нишей и командирской башенкой, клепаной конструкции. Борта башни  гнутые, а крыша башни выполнена из двух листов, соединенных сваркой. Как и на корпусе, литые детали в конструкции башни практически не применялись, за исключением орудийной маски. На крыше башни монтировалась командирская башенка с круглым двустворчатым люком и со смотровыми щелями, слева от нее — двустворчатый люк наводчика. Здесь же был смонтирован перископический прибор наблюдения с бронеколпаком, а а также находилось отверстие для сигнализации флажками. Сзади командирской башенки крепился вертлюг для зенитной стрельбы из пулемета, которую командир мог вести, почти не высовываясь из люка, но в очень ограниченном секторе. В башне и корпусе имелись отверстия с броневыми заслонками для стрельбы из личного оружия экипажа.

Механизм поворота башни — механический-ручной. Основное вооружение танка состояло из 57-мм полуавтоматической танковой пушки тип «97» с вертикальным клиновым затвором. Гидравлический тормоз отката и пружинный накатник располагались под стволом. Для удобства наведения маска с орудием крепилась на цапфах, что позволяло производить точную наводку пушки, не поворачивая башню. Спусковой механизм управлялся спусковым рычагом, смонтированным вместе с пистолетной рукояткой и спусковой скобой с левой стороны казенника. Сзади в нижней части казенника крепился плечевой упор с кожаной подушкой. В башне орудие устанавливалось в двойной рамке с коробчатой маской. Вертикальные и горизонтальные цапфы орудия и рамок допускали его наведение по вертикали в пределах от -9° до +21°,  а по горизонтали в пределах 10° в обе стороны. Наведение пушки по вертикали производилось плечевым упором, а поворот башни – механическим ручным приводом.

Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных выстрелов. Масса бронебойного  составляла 1,7 кг, а начальная скорость — 820 м/с. Скорострельность составляла —  20 выстр/мин. В танке «Чи-Ха» вспомогательное вооружение составляли два 7,7-мм танковых пулемета тип «97», из которых — один крепился в шаровой опоре в кормовой нише башни и один слева — в лобовом листе корпуса. Стволы пулеметов защищались коробчатыми бронекожухами.

На танке применялся 12-циллиндровый 2-тактный V-образный дизельный двигатель тип «97» воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» мощностью 170 л.с. Доступ к двигателю осуществлялся через основной люк-жалюзи на надмоторной плите. В бортах моторного отделения также имелись жалюзи, прикрываемые в боевой обстановке бронекрышками. На марше их поднимали и фиксировали в горизонтальном положении. Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов. Четырехскоростная коробка передач обеспечивала 8 передач переднего и 2 заднего хода. Она монтировалась в передней части корпуса. Крутящий момент от двигателя передавался карданным валом, проходящим через боевое отделение. Главный фрикцион — многодисковый. Двухступенчатый планетарный механизм поворота обеспечивал танку хорошую управляемость. Бортовые передачи помещались в выступающих картерах, крепившихся к корпусу заклепками. Доступ к механизмам поворота и бортовым передачам осуществлялся через два люка в верхнем лобовом листе.

На танках «Чи-Ха» тип «97» использовалась подвеска по схеме Томио Хара  с упругими элементами в виде пружин, расположенных в горизонтальном положении вдоль корпуса. Танк имел по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (применительно к одному борту), четыре из них были попарно сблокированы в две тележки. Их дополняли передний и задний катки с независимой подвеской — через коленчатые рычаги они соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Ведущие колеса передние, зацепление гусениц цевочное. Крепление штампованного необрезиненного направляющего колеса включало винтовой механизм регулирования натяжения гусениц с храповым фиксирующим устройством. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем развитым грунтозацепом, каждая из 96 траков. Ходовая часть «Чи-ха» обеспечивала хорошую проходимость, устойчивость и сравнительную плавность хода. Схема подвески давала большой динамический ход опорных катков и большую потенциальную энергию упругих элементов, отличалась хорошей ремонтопригодностью.

Четыре средних танки «Чи-Ха» тип 97 из состава 3-го танкового полка Квантунской армии впервые были применены японцами летом 1939 года в боях в районе р. Халхин-Гол. По результатам этих боевых действий было решено усилить бронебойное действие снарядов танковой пушки. В результате короткоствольную 57-мм пушку тип «97» заменили  длинноствольной 47-мм пушкой тип «1». Модернизированные танки получили название «Шинхото Чи-Ха» тип «97». Танки «Чи-Ха» тип «97» составляли основу японских бронетанковых сил и активно использовались на всех театрах военных действий, где воевали японские войска. Они применялись в большинстве операций японской армии и морской пехоты в годы Второй мировой войны. В боях с Красной армией в Маньчжурии в августе 1945 года японские танки тип «97» практически никак себя не проявили и были захвачены в основном в парках. Иначе развивались события на островах Курильской гряды. Танки «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха» из 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир. Они приняли участие в боях с советскими войсками 2-го Дальневосточного фронта, проводившими Курильскую десантную операцию.

P.S. Среди людей интересующихся историей Второй мировой войны и бронетанковой техники в частности, довольно часто можно услышать критические высказывания в адрес японских танков. Чуть ли не официально считается, что яко бы японские танки были худшими танками стран «оси». Действительно, по сравнению с такими танками как «Пантера» или тем более «Тигр»,  японские танки «даже рядом не стояли». Но, для того, что бы понять почему японские танки были именно такими нужно понимать специфику войны на Тихом океане. Дело в том, что изначально, танки в японской армии рассматривались исключительно как средство поддержки пехоты и ни о каких «танковых прорывах» речь никогда не шла. А для поддержки пехоты, тем более против противников у которых почти отсутствует тяжелое противотанковое вооружение, танки типа «Чи-Ха» вполне подходили.

Касательно конструкции японских танков можно сказать, что она была результатом исключительно прагматичного подхода. Клепанная конструкция, которая во всем мире считалась уже вчерашним днем, прекрасно подходила для сборки низкоквалифицированными рабочими и снижала стоимость техники. Дизельные двигатели воздушного охлаждения имели огромный моторесурс и могли долгое время обходиться без квалифицированного технического обслуживания. Так же, они прекрасно чувствовали себя в любых климатических условиях и могли работать почти на любой жидкости имевшей условное название-«топливо». Что несомненно было огромным плюсом для Японии испытывавшей постоянный дефицит нефтепродуктов. Относительно малый вес японских танков был обусловлен тем, что их планировали использовать  в многочисленных десантных операциях, в которых масса танка имела критическое значение. Посудите сами, что было рациональнее переправить по морю один танк с массой как » Королевский Тигр» или пять-шесть танков типа «Чи-Ха»? Да и для непосредственной высадки с моря, для тяжелых танков понадобились бы более мощные танкодесантные катера имевшие большую осадку из-за чего их просто невозможно было бы использовать в большинстве десантных операций.

Короче говоря, японские танки Второй мировой войны были именно тем, что нужно было Японии для войны на Тихом океане. А когда им пришлось столкнуться с американскими «Шерманами» или советскими Т-34 было уже поздно, что либо менять.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Годы  выпуска – 1938 — 1943

Всего выпущено – 1366 ед.

Масса в боевом положении, т – 14

Мощность двигателя, л.с. – 170

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 40

Запас хода по шоссе, км  — 210

Экипаж, чел. —  4

Вооружение:  57-мм пушка, 2х7,7-мм пулемета тип «97»

Боекомплект, выстр/патр. —  120/3825

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 20/25

Источники:

https://victorymuseum.ru/

https://warriors.fandom.com/

https://tanki-tut.ru/

https://ru.wikipedia.org/

 

1+

от admin