5+

19 декабря 1944 года рейхсмаршал Геринг подписал приказ о формировании «Российских военно-воздушных сил в составе Русской Освободительной Армии». До краха гитлеровского рейха оставалось менее пяти месяцев, а этот приказ, в сущности, не имел уже никакого значения и смысла. Тем не менее, он начал воплощаться в жизнь.

В соответствии с распоряжением главкома Люфтваффе, летный и наземный персонал ВВС РОА комплектовался только добровольцами из числа военнопленных, перебежчиков и эмигрантов — бывших белогвардейцев. Согласно рапорту инспектора по «восточному персоналу» Люфтваффе генерала Ашенбреннера от 10 марта 1945 года, таковых набралось около 2000 человек, из них более 200 пилотов и членов летных экипажей. Сложно понять мотивацию этих людей, стремившихся воевать на стороне заведомо обреченного режима.

Основу ВВС РОА(русской освободительной армии) составлял смешанный авиаполк, состоявший из пяти эскадрилий (в немецкой терминологии — штаффелей) — истребительной, ударной, бомбардировочной, связной и вспомогательной (учебно-тренировочной). Их матчасть состояла из германских самолетов, переданных из запасов Люфтваффе.

В истребительной эскадрилье числилось 16 истребителей Мессершмитт Bf 109G-10, в ударной — 12 пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87D, в бомбардировочной — 5 старых двухмоторных бомбардировщиков Хейнкель Не 111Н, которые немецкими летчиками уже не применялись, в связной — 2 легкомоторных штабных самолета Физилер «Шторх» и 5 трофейных По-2, а во вспомогательной — по две-три машины всех перечисленных типов.

Таким образом, общая численность «освободительных» ВВС, которые возглавил бывший советский полковник Мальцев, насчитывала 50 разнотипных самолетов. Однако на деле их оказалось даже меньше, поскольку из-за нехватки горючего от формирования бомбардировочного штаффеля вскоре отказались. Любопытно, что истребительной эскадрилье присвоили имя лучшего русского аса Первой мировой войны полковника Александра Казакова (Jagdstaffel der ROA «Oberst Kasakow»), сбившего в воздушных боях 20 немецких самолетов.

В начале февраля полк, расквартированный на чешской авиабазе Хеб, передали в оперативное подчинение командующему РОА генералу Власову и тогда же его экипажи приступили к летной подготовке. Главная проблема состояла в том, что почти никто из летчиков не имел опыта пилотирования немецких машин, а переучивание затруднялось все той же нехваткой топлива. Поэтому истребительная и ударная эскадрильи достигли боеготовности только к середине апреля, когда рейх уже «посыпался».

Нет точной информации, успели ли они принять участие в боевых действиях. По некоторым данным, 13-14 апреля «Юнкерсы» совершили несколько боевых вылетов на поддержку 1-й пехотной дивизии РОА, державшей оборону в районе Фюрстенберга. Однако сложно сказать, на чем основаны эти данные, поскольку авторы, приводящие их в своих работах, не дают ссылок на источники.

А уже 18 апреля, когда советские войска прорвали немецкую оборону на западном берегу Одера и развернули наступление на Берлин, власовские летчики поняли, что всё, кранты. Они бросили свои самолеты и рванули на запад, чтобы сдаться американцам. 20 апреля так же поступило руководство ВВС РОА и персонал тыловой базы в Хебе.

Большинству это удалось, но американцы, в соответствии с действовавшей договоренностью, выдали бывших военнопленных советскому командованию. В 1946 году полковник Мальцев был повешен по приговору Военной коллегии верховного суда, а командиры истребительного, ударного и вспомогательного штаффелей — Бычков, Антилевский и Тарновский — расстреляны.

Однако белоэмигранты, не являвшиеся советскими гражданами, избежали выдачи. В частности, командир авиаполка ВВС РОА полковник Байдак, его начштаба полковник Шебалин и начальник отдела пропаганды майор Альбов получили убежище в США и прожили там до 1960-80 годов.

На заставке — пикировщик Ju 87D и истребитель Bf 109G-10 из состава ВВС РОА. Их отличительным признаком был «власовский» шеврон с Андреевским крестом, нарисованный вместо свастики. В некоторых статьях и интернет-ресурсах встречаются рисунки самолетов, у которых такие шевроны изображены на месте всех крестов — не только на киле, но также на крыльях и фюзеляжах. Но эти рисунки необоснованы. Мальцев действительно обращался к командованию Люфтваффе с просьбой разрешить использовать такие ОЗ, но получил отказ из-за опасения ошибок в распознавании.

Автор:Вячеслав Кондратьев

Источник:https://vikond65.livejournal.com/

5+

от admin