Пожалуй, нет более одиозной машиной Второй мировой, чем Pz.Kpfw VI Ausf. H (а позже – Ausf. E). Этот танк стал символом немецкой инженерной мысли, и – в отличии от своего последователя – смог оказать влияние на ход боевых действий. Что говорить, если само имя «Тигр» было нарицательным для союзных танкистов!
«Схема расположения узлов и механизмов Pz.Kpfw VI»
Многие неоднократно писали об этом танке в разном контексте, но сегодня я решил остановиться на его внутренностях. В данном материале мы заглянем внутрь «Тигра», и увидим те условия, в которых приходилось служить пятерым немецким танкистам.
«Экипаж немецкой машины состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира.»
Наводчик
«Перед глазами наводчика располагался визир бинокулярного прицела TZF-9. Ниже — органы наведения орудия»
Оператор 88-мм орудия KwK 36, разработанного на основе одной из лучших зениток Второй мировой – FlaK 36 располагался слева от казенной части орудия. В его распоряжении были эффективные приборы наблюдения TZF-9b и TZF-9c. Последний имел переменную кратность от 2,5 – до 5, с полем зрения в 23 градуса. Вкупе с отличной настильностью, это позволяло вести огонь с больших дистанций.
«Справа от наводчика за щитком находилась казенная часть орудия, а сзади — сидение командира»
Заряжающий
«Вид сверху на место заряжающего»
Справа от орудия расположился заряжающий орудия. Рядом с ним находится казенная часть пушки и спаренный пулемет. Правда, огонь с него может вести только наводчик – посредством ножной педали. Вес снарядов к основному орудию превышал 10 килограмм для бронебойных, и 7 – кумулятивных.
«Заряжающий сидел спиной к спаренному пулемету MG-34. Для лучшей осведомленности, у него была своя смотровая амбразура для наблюдения за полем боя (как, впрочем, и у наводчика)»
«Вид на казенную часть, в которую заряжающий отправлял 10-килограммовые снаряды»
Механик-водитель
«Общий вид на место механика-водителя. Необычным был «классический» руль вместо рычагов, привычных для гусеничной техники. Снизу над педалями — кожух трансмиссии»
Этот член экипажа располагался в передней части корпуса, за трансмиссией. Под педалью этого человека было управление 700-сильным мотором Maybach HL230, объемом в 23 литра. Элементы управления практически «автомобильные»: классическое рулевое колесо, и ключ зажигания. Помимо стандартных датчиков, есть сигнализатор систем пожаротушения, которая автоматически включалась при температуре в МТО свыше 120 градусов. Полуавтоматическая коробка передач была тоже от Maybach – 8 передач вперед, и 4 – назад.
«Несмотря на то, что водитель был ближе расположен к фронту, его защищала 10-сантиметровая лобовая деталь»
«Вид на места водителя и радиста. Отсюда можно понять, что срез на руле сделан из-за стесненных объемов. К слову, такое же решение используется на болидах «Формулы-1»
Стрелок-радист
«Место стрелка-радиста. Перед ним — пулемет MG-34 в шаровой установке»
Основным инструментом радиста был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в 100-мм лобовой плите, и радиостанций FuG-5. Она позволяла вести прием и передачу на расстоянии в 9,4 километра в режиме азбуки «Морзе», и до 7 – в режиме телефона.
Командир
«Вид на командира, предположительно, с места заряжающего»
Лидер экипажа располагался практически над наводчиком, в задней части башни. При закрытом люке наблюдение за полем боя производилось через перископическую панораму командира, окошки которой располагались в командирской башенке. На первых машинах была прямая комбашенка с откидным люком. Такая конструкция демаскировала машину, и увеличивала вероятность рикошета снаряда в люк командира. Позже от этого отказались. Новый люк получил толщину стенок в 10 сантиметров, и форму, способствующую рикошету вражеских снарядов. Кроме того, решили проблему люка, который теперь приподнимался и сдвигался.
«На фото — командирская башенка поздних выпусков — без кожуха. Приборы наблюдения командира позволяли иметь максимальную осведомленность.»
Источник:https://pikabu.ru/@Kartofanch