10+

В рамках военно-технической помощи Словения предоставила Украине боевые машины пехоты M-80A. Эшелон с 35 такими изделиями уже прибыл в Украину, и теперь должен начинаться процесс обучения экипажей и подготовки к службе.

Помощь техникой

Первая информация о возможной передаче словенских M-80A Украинской армии появилась еще в середине мая. Тогда пресса Словении сообщала, что еще в начале года Киев выразил готовность купить 39 таких бронемашин за 4 млн евро. В январе удалось заключить предварительное соглашение, но контракт не был подписан. Поставка БМП осталась в подвешенном состоянии.

В середине мая также стало известно, что руководство Словении все же готово поставить украинской армии имеющиеся M-80A. Более того, в связи с текущей обстановкой технику не продадут, а передадут безвозмездно. Количество передаваемой техники и сроки отгрузки на тот момент не уточнялось. Кроме того, информация поступила от неназванных источников в правительственных кругах, что могло вызывать сомнения.

На недавно прошедшей в Брюсселе встрече министров обороны стран НАТО, глава военного ведомства Словении Марьян Шарец уточнил планы помощи Украине. По его словам, в ближайшее время из наличия словенской армии планировалось выделить 35 БМП без уточнения типа, а также некоторое количество стрелкового оружия и средств защиты для пехоты.

Пока министр обороны выступал в Брюсселе, словенская армия готовила свою технику к передаче. Уже 21 июня появились первые сообщения о прибытии эшелона с 35 бронемашинами в Украину. Кроме того, были опубликованы фотографии с техникой на железнодорожных платформах. При этом об отправке и передаче другого имущества и вооружения пока не сообщалось.

Как ранее писала словенская пресса, Украинской армии переданы БМП M-80A с хранения словенской армии. Техника сохраняет штатную комплектацию. Состояние машин неизвестно. Однако вполне возможно, что часть ресурса машин уже выработана.

Образец с историей

Как и ряд других образцов, состоявших на вооружении словенской армии, БМП M-80A имеет югославское происхождение. Так, в конце шестидесятых годов военное руководство Югославии познакомилось с новейшей, на то время, советской БМП-1 и пожелало получить аналогичный образец. При этом, в соответствии с выбранным курсом военного строительства, планировалось разработать и довести до производства свой собственный проект.

Разработка новой БМП, позже получившей индекс M-80, стартовала в самом конце шестидесятых. К середине следующего десятилетия появились и вышли на полигон первые опытные образцы. Вскоре новую БМП впервые показали открыто. Серийное производство было запущено в конце семидесятых, и в 1980-82 гг. началось полномасштабное переоснащение мотострелковых частей.

Практически сразу начался процесс модернизации и создания специальных модификаций. В начале восьмидесятых в серию пошел вариант M-80A с более мощной силовой установкой. В дальнейшем разрабатывались разные модификации БМП с иным составом оснащения и вооружения. Также создавались проекты на основе готового шасси. M-80 становилась базой для командирских и командно-штабных машин, носителей различного вооружения и т.д.

Производство M-80 разных модификаций продолжалось до начала девяностых годов; было выпущено ок. 900 машин. Производство велось только для югославской армии, экспортные контракты не заключались. Впрочем, в начале девяностых появились первые зарубежные эксплуатанты в лице новых государств, ранее входивших в состав Югославии. Как известно, раздел страны сопровождался войнами, и M-80 активно участвовали в них.

По известным данным, не менее 60-62 бывших югославских БМП M-80A в начале девяностых досталось Словении. За следующие 10-12 лет их количество уменьшилось до 52. В двухтысячных годах такую технику посчитали морально устаревшей. Все оставшиеся машины были отправлены на консервацию.

Собственная разработка

Согласно разным зарубежным оценкам, югославская M-80 представляла собой переработанный вариант советской БМП-1/2. Однако фактически это была самостоятельная разработка. Заимствовалась лишь общая концепция и отдельные технические решения. В результате M-80(A) получила свой собственный узнаваемый облик с рядом отличий от советской машины.

M-80 построена на основе оригинального корпуса из алюминиевой брони. Обеспечена круговая защита от пуль винтовочного калибра и осколков, а лобовая проекция выдерживает малокалиберные снаряды. Компоновка заимствована у БМП-1 – носовой отсек вмещает в себя двигатель и трансмиссию, за ним находятся отделение управления и боевое отделение, а в корме размещен десант.

Изначально БМП оснащалась дизельным двигателем мощностью 260 л.с. Модификация M-80A отличается использованием лицензионного немецкого дизеля Daimler Benz OM-403 мощностью 320 л.с. Ходовая часть – пятикатковая с торсионной подвеской. Надгусеничная полка имеет характерные кормовые решетки, позволяющие плавать. На суше M-80A развивает скорость до 65 км/ч(по другим данным до 70 км/ч), на воде – до 6-8 км/ч.

M-80 основных модификаций комплектовались броневой башней с пушечно-пулеметным и ракетным вооружением. Основным оружием являлась 20-мм автоматическая пушка Hispano-Suiza HS.804 лицензионного производства с боекомплектом 400 снарядов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет с 2 тыс. патронов. Имелась пусковая установка под ПТУР 9М14 «Малютка»; боекомплект 2 ракеты. Как и на советских машинах, в бортах десантного отделения имеются амбразуры для использования личного оружия.

Экипаж M-80 включал трех человек с размещением в корпусе и под башней. В кормовом отсеке корпуса находились места для семи десантников. Это отделение получило кормовые двери и люки в крыше.

 

 

 

 

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии:Telegram / BMPD, Wikimedia Commons

10+

от admin