80 лет назад, 17 декабря 1941 года, совершил первый боевой вылет самолет с незамысловатым названием «Кайгун Кугисё и-Дзюэн-эй» или еще короче — «Yokosuka E14Y». Наибольший интерес в этом событии представляло то, что самолет, совершивший разведывательный облет Перл-Харбора. Целью полёта стало фотографирование результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённое 7 декабря 1941 года. Самолет прибыл к месту старта на борту подводной лодки I-7. Это был первый в мире серийный гидроплан подводного базирования.
Боевой дебют «Глена»(американское кодовое обозначение) оказался провальным, самолет пропал без вести. Вторая разведка, произведенная 1 января 1942 года получилась гораздо более успешной. E14Y сделал множество аэрофотоснимков Перл-Харборской бухты и благополучно вернулся на субмарину. Интересно, что американские радары и посты визуального наблюдения его так и не заметили, зенитки молчали и истребители в воздух не поднимались. Впрочем, возможно, эта расслабленность объяснялась встречей Нового года(?).
Не менее успешно «Ёкосуки» действовали над Австралией и Новой Зеландией, сфотографировав порты Сиднея, Мельбурна, Веллингтона и Хобарта. Все эти миссии обошлись без потерь, маленький самолетик было не так-то просто обнаружить.
Две субмарины с «Ёкосуками» на борту работали в Индийском океане. Их разведчики отсняли порты Занзибара, Адена, Дурбана и Джибути, а также — Мадагаскара, на котором в это время шли бои между английскими и французскими войсками. В июне 1942-го два «воздушно-подводных» разведчика совершили ряд полетов над Алеутскими островами Атту и Кыска перед их захватом японскими десантами.
Но самой знаковой операцией «Гленов» были проведенные в сентябре того же года бомбардировки штата Орегон. Это были единственные в истории бомбовые удары по американской метрополии. Самолет под управлением пилота Фудзиты доставила к западному побережью США субмарина I-25. Его задачей был сброс двух 76-килограммовых зажигательных бомб на лесные массивы штата, чтобы вызвать пожары, которые должны были нанести ущерб экономике США.
Задание было выполнено, но того масштаба возгораний, на который рассчитывали японцы, достичь не удалось. Через несколько дней состоялся повторный налет со столь же незначительным результатом. Удачей можно считать лишь то, что американцы гидроплан так и не обнаружили, хотя, он залетал в глубь их территории на 20-25 километров.
В 1943 году действия «подводных авианосцев» серьезно осложнились, поскольку американцы значительно усилили свою противолодочную авиацию. Десятки самолетов, оснащенных радарами дальнего обнаружения и глубинными бомбами, постоянно барражировали над Тихим океанам, делая невозможным долгое пребывание подводных лодок на поверхности. А пока «Ёкосука» находилась в воздухе и пока ее собирали/разбирали, субмарина, по понятной причине, погружаться не могла.
Поэтому в том же году выпуск E14Y был прекращен и одновременно прекратились дальние рейды авианесущих субмарин к вражеским берегам. В дальнейшем «Ёкосуки» летали только с береговых баз.
Размах крыла, м | 11.00 |
Длина, м | 8.54 |
Высота, м | 3.80 |
Площадь крыла, м2 | 19.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1119 |
нормальная взлетная | 1450 |
максимальная взлетная | 1600 |
Тип двигателя | 1 ПД Хитачи Темпу-12 |
Мощность, л.с. | 1 х 340 |
Максимальная скорость , км/ч | 246 |
Крейсерская скорость , км/ч | 165 |
Практическая дальность, км | 880 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 295 |
Практический потолок, м | 5420 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | один 7,7-мм пулемет тип 92 в задней части кабины; 60кг бомб(в перегрузе до 100 кг) |