2+

102 года назад, 4 октября 1918 года, состоялось первое успешное испытание первого в мире ударного самоуправляемого боевого дрона, который был принят на вооружение и выпускался серийно.

Дрон-камикадзе с пышным названием Liberty Eagle («Орел свободы») спроектировал американский инженер Чарльз Кеттеринг, который был одним из последних изобретателей «многостаночников» типа Кулибина и Эдисона, занимавшихся конструкторской деятельностью в самых разных и не связанных между собой отраслях — от торговой техники до авиации и солнечных батарей.

За свою жизнь Кеттеринг получил 186 патентов, но самыми известными его изобретениями стали автомобильный электростартер и электрический кассовый аппарат. А к разработке «воздушной торпеды», как тогда называли самолеты-снаряды, его сподвигла Первая мировая война, в которую США вступили весной 1917 года.

«Либерти Игл» представлял собой довольно компактный (длина — 3,8 метра, размах — 4,5 метра, масса — 400 кг) бипланчик с четырехцилиндровым бензиновым мотором «Де Пальма» мощностью всего 40 л.с. За характерный звук этого мотора аппарат получил прозвище «Жук» (Bug), под которым он был более известен, чем под помпезным официальным наименованием.

Как и большинство тогдашних аэропланов, «Жук» был целиком сделан из дерева с фанерно-полотняной обшивкой. Для взлета использовалась стартовая тележка, которая разгонялась по рельсам и сбрасывалась после отрыва от земли для повторного использования. Характерная особенность машины — большой установочный угол крыльев в виде буквы «V», служивший повышению поперечной устойчивости.

Но главным средством обеспечения стабильного полета был гироскопический автопилот, связанный с рулями и элеронами. Благодаря ему «Жук» мог пролететь в заданном направлении до 120 километров со скоростью 80 км/ч, а отклонение от цели в конечной точке маршрута не превышало трех километров. Разумеется, такой разброс позволял использовать «Жуков» только против площадных целей типа «крупный город», но в 1918 году, когда аппарат проходил испытания, это сочли нормальным показателем.

Самолет нес 80-килограммовый заряд взрывчатки с контактным взрывателем. В сочетании с крайне низкой точностью попадания это делало «Жука» скорее психологическим, чем реально эффективным оружием. Тем не менее, американских военных машина удовлетворила и они решили использовать ее против германских городов.

В том же месяце были заказаны первые 75 дронов, которые, несмотря на наличие относительно дорогого автопилота и пневматических рулевых машин, обходились американским налогоплательщикам всего в 400 долларов за штуку, то есть, примерно в 30 раз дешевле, чем одномоторный легкий бомбардировщик.

Однако 11 ноября война закончилась и ни один «Жук» на фронт так и не попал. До конца года успели сделать 45 или 46 штук, после чего заказ был аннулирован. Из-за этого боевой дебют самолетов-снарядов, причем — не американских, а немецких, состоялся только через четверть века, но это уже совсем другая история.

На заставке — полноразмерный макет «Жука» в американском авиамузее.

Автор:Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
2+

от admin