0

Возможности гидросамолета R3Y «Tradewind» были продемонстрированы 24 февраля 1955 года, когда одна из пяти летающих лодок пересекла континентальную часть США от побережья до побережья со средней скоростью 649 км/ч.
18 октября был выполнен рекордный полёт продолжительностью 6 ч 45 мин, лодка выполнила перелет из Гонолулу на авиабазу Аламеда, штат Калифорния, со средней скоростью 579 км/ч.
Требования к боевым самолетам в начале 1950-х менялись практически каждый месяц, и главным качеством для морского бомбардировщика считалась, прежде всего, высокая скорость. 624 км/ч военных уже не удовлетворяла, и лодку решили переделать в транспортник.

 

На «Конвэре» конструкторы приступили к проработкам грузового варианта, а оба прототипа продолжали испытания. Во время полета на максимальную скорость 15 июня 1953-го одна из машин потерпела катастрофу. На высоте 3000 м возникли проблемы с продольным управлением, и самолет упал в море. Это происшествие не повлияло на темп работ по транспортному варианту, и в феврале 1954-го со стапелей сошла первая грузовая лодка R3Y-1.
Стрелковое вооружение и бронеплиты отсутствовали, а с левой стороны фюзеляжа появилась грузовая дверь шириной 3 м. В грузовой гермокабине могли разместиться 103 человека или различная техника. ТВД «Аллисон» Т40-А-10 (5850 л. с .) позволили лодке установить еще один мировой рекорд. 24 февраля 1955-го R3Y-1 перелетел из Сан-Диего в испытательный центр ВМФ за 6 ч, показав среднюю скорость 648 км/ч.

В октябре взлетел R3Y-2, а лодке присвоили собственное имя «Tradewind» («Пассат»). «Двойка» отличалась новой носовой частью. Это значительно облегчало загрузку и выгрузку различного оборудования. Лодка просто подруливала к берегу, носовая часть откидывалась вверх и по выдвижному трапу военная техника сразу могла вступать в бой.
В гермокабину R3Y-2 длиной 26,8 м и шириной 2,7 м входили четыре 155-мм гаубицы, шесть джипов или три тягача по 2,5 т. Нормальный взлетный вес R3Y-2 -74844 кг, а перегрузочный — 79380 кг. Экипаж — 7 человек, а полезная нагрузка — около 22 т. К лету 1956-го флот получил пять R3Y-1 и шесть R3Y-2.

 

Одну серийную R3Y-2 переоборудовали в опытный самолет-заправщик. Машина получила внутренние баки и четыре выпускаемых шланга. Оборудование работало безотказно, и в одном из полетов четверка реактивных истребителей Grumman F9F-8 «Cougar» одновременно заправилась от «Пассата» — танкера.
Все 11 серийных R3Y «Tradewind» вошли в 1956-м в состав транспортной эскадрильи VR-2 на базе Аламеда. Однако эксплуатация гигантской летающей лодки получилась неудачной. Постоянно возникали проблемы из-за ненадежной работы турбореактивных двигателей и соосных винтов.
10 мая 1957 г. на R3Y-1 в полете отлетел винт третьего двигателя, и лодка во время вынужденной посадки получила значительные повреждения. После этой аварии большую часть лодок доработали, а в эскадрилье VR-2 осталось лишь по паре R3Y-1 и R3Y-2.

2 января 1958-го повторилась предыдущая авария: на R3Y-1 вновь разрушился пропеллер третьего мотора. Летчик пролетел 644 км до гидроаэродрома, но на посадке из-за асимметричной тяги крепко «приложил» лодку к водной поверхности.
Высокая аварийность окончательно подорвала доверие руководства флота к летающим лодкам R3Y «Tradewind» и в апреле все лодки сняли с вооружения. Военная карьера «Пассата» — последней большой летающей лодки ВМФ США с ТВД — завершилась.

 

Летно-технические характеристики гидросамолета R3Y «Tradewind»:
Экипаж, чел.: 5;
Размах крыла, м: 4,42;
Длина самолета, м: 42,26;
Высота самолета, м: 15,68;
Площадь крыла, м2: 195,27;
Масса, кг: пустого самолета – 32579, нормальная взлетная – 65998, максимальная взлетная – 74842;
Тип двигателя: 4 x ТВД Allison T40-A-10;
Мощность, л. с.: 4 х 5100;
Максимальная скорость, км/ч: 624;
Крейсерская скорость, км/ч: 362;
Перегоночная дальность, км: 5552;
Практическая дальность, км: 4482;
Практический потолок, м: 12100;
Полезная нагрузка: 103 пассажиров или 72 носилок и 12 сопровождающих или 24400 кг груза

Источники:

http://www.airwar.ru/

http://zonwar.ru/

Крылья Родины. Сергей Колов. Недолгий век «Пассата»

The Aviation History On-Line Museum. Earl Swinhart. The Convair Tradewind

U.S. Navy Patrol Squadrons.  R3Y Tradewind Aircraft History

Naval Fighter. Steve Ginter. Convair XP5Y  & R3Y-1/-2 Tradewind

TW. Bernard Millot. Consolidated Vultee P5Y/R3Y Tradewind

Prototypes.com. Le Convair XP5Y-1

0

от admin