92 года назад, 12 июля 1929-го, впервые поднялась в небо гигантская летающая лодка «Дорнье» Do X («Х» в данном случае — римская десятка) — крупнейший в мире летательный аппарат тяжелее воздуха. Через пять лет это звание перейдет к советскому колоссу «Максим Горький», однако, по максимальному взлетному весу — 58 тонн — Do X еще долго будет оставаться мировым рекордсменом, так как, взлетная масса «Максима Горького» составляла 53 тонны.
Еще один рекорд Do X оставался непревзойденным вплоть до послевоенных времен: 20 октября 1929 года он взлетел, имея на борту 169 человек — 150 пассажиров и 19 членов экипажа. Это была совершенно фантастическая цифра в те времена, когда ни один авиалайнер не поднимал более 40 пассажиров.
Однако такая вместимость оказалась никому не нужной. До наступления эпохи массовых пассажирских авиаперевозок и многоместных аэробусов оставались почти три десятилетия. Do X переоборудовали под роскошный «летающий отель» на 66 пассажиров, которые могли бы путешествовать с максимальным комфортом, но и в этом качестве он не был востребован.
Окончательно подкосила гиганта наступившая в том же году «великая депрессия», вызвавшая резкое падение спроса на авиаперевозки. В результате, на регулярные маршруты Do X так и не вышел, а уже в 1933 году, совершив всего примерно 70 полетов, был отправлен на последнюю стоянку в авиационный музей. Там его в 1943 году и разбомбили англичане.
Еще два экземпляра Do X были построены в 1931-1932 годах по итальянскому заказу. Но и они не достигли коммерческого успеха. Пассажирское авиасообщение над Средиземным морем, которое итальянцы пытались организовать на этих машинах, оказалось убыточным, развлекательные воздушные круизы — тоже. В 1934 году оба гидроплана были законсервированы, а в 1937-м — отправлены на слом. В общем, Do X постигла типичная судьба тех, кто намного опережает свою эпоху.
1
2.Первый экземпляр Do X в сборочном цехе. Поскольку Версальский договор запрещал Германии производить тяжелые многомоторные аэропланы, специально для сборки этого самолета фирма «Дорнье» построила авиазавод в Швейцарии, на берегу Боденского озера.
3.Первоначально на Do X установили 12 английских звездообразных 520-сильных моторов Бристоль «Юпитер» в шести тандемных установках над крылом, соединенных дополнительной несущей поверхностью.
4.Снимок на память участников проектирования и постройки летающего гиганта.
5.Do X перед рекордным полетом, в котором он поднял в воздух 169 человек.
6.Пассажирами в этом полете были сотрудники КБ, рабочие и инженеры авиазавода, а также — несколько журналистов. Салон, как видно на фото, еще не имел отделки и смотрелся довольно непрезентабельно.
7.Кабина пилотов также выглядела очень скромно, а приборное оборудование, по современным меркам, было крайне убогим. Обратите внимание, что у пилотов не было никаких органов управления двигателями.
8.Потому что двигателями управлял и следил за их работой специальный член экипажа — бортинженер-моторист, чье рабочее место находилось в отдельном помещении за пилотской кабиной. Шеф-пилот подавал ему команды по телефону. В состав экипажа входили два моториста, которые посменно несли вахту. В общем, всё как на корабле.
9.В 1930 году пассажирский салон Do X полностью преобразился, превратившись в анфиладу роскошных зал с коврами, мягкой мебелью и обивкой стен узорчатой декоративной тканью.
10.В нем можно было с комфортом послушать радио…
11.Или — вздремнуть на диване, отгородившись от прохода и соседнего купе занавеской.
12.Или — выпить и закусить в ресторане.
13.Радикальной переделке подвергся не только салон но и силовая установка. Вместо звездообразных «Юпитеров» самолет оснастили более мощными и высотными американскими V-образными моторами водяного охлаждения Кертисс «Конкерор» по 640 сил каждый. С ними рабочий потолок машины, ранее не превышавший 500 метров, достиг 1250 м, а максимальный (без нагрузки) — 3200 м.
14.»Конкероры» на крыле модифицированного Do X.
15.Заливка воды в систему охлаждения.
16.Do X с новыми моторами идет на взлет.
17.Взлетел!
18.И прилетел в Бразилию. Не сразу, конечно, а с несколькими промежуточными посадками. На снимке — Do X приводнившийся возле Рио-де-Жанейро, на фоне знаменитой горы Сахарная голова.
19.А потом был перелет в Нью-Йорк.
20
21.Встреча двух гигантов — летающей лодки Do X и дирижабля «Граф Цеппелин».
22.Второй экземпляр Do X с итальянскими двигателями «Фиат» A-22R в хорошо обтекаемых гондолах на пилонах каплевидного сечения. Этот самолет носил собственное имя «Умберто Маддалена». Киль раскрашен в цвета итальянского флага.
23.Носовая часть «Умберто Маддалены» крупным планом. В передних кромках пилонов установлены радиаторы.
24.Do X в окружении катеров и байдарок на берлинском озере Ванзее.
25.Помимо пассажиров, Do X возил авиапочту. На снимке — конверт со специальным штемпелем, доставленный этим самолетом из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк. Такие конверты являются большой редкостью и высоко ценятся у филателистов.