85 лет назад, 21 июня 1936 года впервые поднялся в воздух первый опытный экземпляр английского бомбардировщика Хэндли-Пэйдж «Хэмпден» — одного из трех типов дальних стратегических бомбовозов, с которыми Великобритания вступила во Вторую мировую войну. Самым успешным из них был «Веллингтон», а два других — «Хэмпден» и «Уитли» оказались менее удачными, поэтому их построили намного меньше и с вооружения сняли гораздо раньше.
В результате у него получился весьма оригинальный самолет с высокой, но очень узкой кабиной экипажа и тоненькой хвостовой балкой. За характерный вид в профиль «Хэмпден» сразу получил у летчиков прозвище Tadpole — «головастик». В нижней части кабины размещался бомбовый отсек. Максимальная ширина фюзеляжа составляла всего 90 сантиметров, что более соответствовало истребителю, чем тяжелому бомбардировщику. Поэтому пилотскую кабину пришлось делать одноместной.
Для самолета с максимальной продолжительностью полета более восьми часов это было не очень разумное решение, так как пилоты в дальних рейдах сильно уставали. Тем не менее, результаты испытаний сочли удовлетворительными и в середине 1938 года самолет приняли на вооружение, а фирма «Инглиш Электрик» получила контракт на постройку 75 серийных экземпляров. Еще 80 машин заказали канадской компании «Канадиэн Ассошиэйтед эйркрафт».
После начала войны последовали дополнительные заказы, в результате чего суммарный объем производства «Хэмпденов» составил 1430 экземпляров. Однако к 1940 году самолет морально устарел. Его максимальная скорость составляла всего 426 км/ч, а крейсерская (с бомбами) — 350. Потолок c бомбовой нагрузкой 1800 кг не превышал 5600 метров. Это делало «головастика» легкой добычей как для зениток, так и для истребителей.
Уже во времена «странной войны» скуадроны «Хэмпденов» понесли серьезные потери. Например, 29 сентября 1939 года пять из 11 бомбардировщиков, атаковавших германские эсминцы в Гельголандской бухте, сбили «мессершмитты». По этой причине с конца года самолет стали использовать только в темное время суток.
В ночь на 26 августа 1940 года англичане совершили первый в истории групповой бомбовый рейд на Берлин. Из 26 самолетов, участвовавших в нем, 12 были «Хэмпденами». В 1941 году «головастики» продолжали бомбить германские города и другие тыловые объекты, но когда у немцев появились наводимые по радио ночные истребители и зенитные орудия с радиолокационной наводкой, потери стали критическими.
Осенью 1942 года выпуск «Хэмпденов» прекратился, а уцелевшие машины сняли с вооружения Бомбардировочного командования и перевели в береговую патрульную службу. Часть из них вооружили торпедами или глубинными бомбами. В качестве патрульно-противолодочных машин «головастики» прослужили еще год, но успехов не добились, а в конце 1943-го их окончательно отстранили от боевой работы и переквалифицировали в учебные машины.
Всего за годы войны в ходе боевых вылетов было потеряно 714 «головастиков», то есть, почти 50% серийных машин. 128 из них — на счету истребителей (в том числе 92 — ночью), 108 сбили зенитки, 263 разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), один врезался в аэростат заграждения, а еще 214 числятся пропавшими. 1077 членов экипажа погибли, 739 пропали без вести.
В общем, расчет на «мини-стратега» не оправдался. По своим возможностям и боевой живучести «Хэммпден» оказался гораздо хуже «Веллингтона».
За «Хэмпденами», совершившими несколько десятков боевых вылетов, числился всего один потопленный транспорт, при этом четыре самолета были сбиты, а еще два — разбиты в авариях. В середине 1943 года все оставшиеся машины (а они поступили в СССР уже не новыми) были списаны из-за износа, поломок и отсутствия запчастей.
Модификация | Hampden B.Mk.I |
Размах крыла, м | 21.08 |
Длина, м | 16.33 |
Высота, м | 4.55 |
Площадь крыла, м2 | 60.75 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 5343 |
нормальная взлетная | 8508 |
максимальная взлетная | 9525 |
Топливо, л | 2973 |
Тип двигателя | 2 ПД Bristol Pegasus XVII |
Мощность, л.с. | 2 х 1000 |
Максимальная скорость , км/ч | 426 |
Крейсерская скорость , км/ч | 349 |
Практическая дальность, км | 3203 |
Боевая дальность с максимальной загрузкой, км | 1400 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 300 |
Практический потолок, м | 6920 |
Экипаж | 4 |
Вооружение: | два 7,7-мм передних пулемета калибра и два 7,7-мм пулемета, установленные в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях; Бомбовая нагрузка до 1814 кг |
Автор: Вячеслав Кондратьев
Источники:
https://vikond65.livejournal.com
http://www.airwar.ru/