1+

85 лет назад, 21 июня 1936 года впервые поднялся в воздух первый опытный экземпляр английского бомбардировщика Хэндли-Пэйдж «Хэмпден» — одного из трех типов дальних стратегических бомбовозов, с которыми Великобритания вступила во Вторую мировую войну. Самым успешным из них был «Веллингтон», а два других — «Хэмпден» и «Уитли» оказались менее удачными, поэтому их построили намного меньше и с вооружения сняли гораздо раньше.

«Хэмпден» был самым маленьким и легким английским бомбардировщиком, относившимся к категории «стратегов». Автор проекта инженер Джордж Волкерт решил сделать ставку на максимальное «обжатие» геометрических размеров машины, особенно — ее фюзеляжа, надеясь таким образом получить выигрыш в массе и снизить аэродинамическое сопротивление за счет снижения площади омываемой поверхности.

В результате у него получился весьма оригинальный самолет с высокой, но очень узкой кабиной экипажа и тоненькой хвостовой балкой. За характерный вид в профиль «Хэмпден» сразу получил у летчиков прозвище Tadpole — «головастик». В нижней части кабины размещался бомбовый отсек. Максимальная ширина фюзеляжа составляла всего 90 сантиметров, что более соответствовало истребителю, чем тяжелому бомбардировщику. Поэтому пилотскую кабину пришлось делать одноместной.

Для самолета с максимальной продолжительностью полета более восьми часов это было не очень разумное решение, так как пилоты в дальних рейдах сильно уставали. Тем не менее, результаты испытаний сочли удовлетворительными и в середине 1938 года самолет приняли на вооружение, а фирма «Инглиш Электрик» получила контракт на постройку 75 серийных экземпляров. Еще 80 машин заказали канадской компании «Канадиэн Ассошиэйтед эйркрафт».

После начала войны последовали дополнительные заказы, в результате чего суммарный объем производства «Хэмпденов» составил 1430 экземпляров. Однако к 1940 году самолет морально устарел. Его максимальная скорость составляла всего 426 км/ч, а крейсерская (с бомбами) — 350. Потолок c бомбовой нагрузкой 1800 кг не превышал 5600 метров. Это делало «головастика» легкой добычей как для зениток, так и для истребителей.

Уже во времена «странной войны» скуадроны «Хэмпденов» понесли серьезные потери. Например, 29 сентября 1939 года пять из 11 бомбардировщиков, атаковавших германские эсминцы в Гельголандской бухте, сбили «мессершмитты». По этой причине с конца года самолет стали использовать только в темное время суток.

В ночь на 26 августа 1940 года англичане совершили первый в истории групповой бомбовый рейд на Берлин. Из 26 самолетов, участвовавших в нем, 12 были «Хэмпденами». В 1941 году «головастики» продолжали бомбить германские города и другие тыловые объекты, но когда у немцев появились наводимые по радио ночные истребители и зенитные орудия с радиолокационной наводкой, потери стали критическими.

Осенью 1942 года выпуск «Хэмпденов» прекратился, а уцелевшие машины сняли с вооружения Бомбардировочного командования и перевели в береговую патрульную службу. Часть из них вооружили торпедами или глубинными бомбами. В качестве патрульно-противолодочных машин «головастики» прослужили еще год, но успехов не добились, а в конце 1943-го их окончательно отстранили от боевой работы и переквалифицировали в учебные машины.

Всего за годы войны в ходе боевых вылетов было потеряно 714 «головастиков», то есть, почти 50% серийных машин. 128 из них — на счету истребителей (в том числе 92 — ночью), 108 сбили зенитки, 263 разбились в авариях и катастрофах (возможно, часть из них была вызвана боевыми повреждениями), один врезался в аэростат заграждения, а еще 214 числятся пропавшими. 1077 членов экипажа погибли, 739 пропали без вести.

В общем, расчет на «мини-стратега» не оправдался. По своим возможностям и боевой живучести «Хэммпден» оказался гораздо хуже «Веллингтона».

P.S.Осенью 1942 года в СССР из Англии прилетели 23 «Хэмпдена» с торпедными подвесками, вошедшие в состав 24-го минно-торпедного полка (МТАП) ВВС Северного флота. В Советском Союзе самолет, который советские летчики прозвали «балалайкой», выступил не очень удачно.

За «Хэмпденами», совершившими несколько десятков боевых вылетов, числился всего один потопленный транспорт, при этом четыре самолета были сбиты, а еще два — разбиты в авариях. В середине 1943 года все оставшиеся машины (а они поступили в СССР уже не новыми) были списаны из-за износа, поломок и отсутствия запчастей.

ЛТХ:
Модификация   Hampden B.Mk.I
Размах крыла, м   21.08
Длина, м   16.33
Высота, м   4.55
Площадь крыла, м2   60.75
Масса, кг  
  пустого самолета   5343
  нормальная взлетная   8508
  максимальная взлетная   9525
Топливо, л   2973
Тип двигателя   2 ПД Bristol Pegasus XVII
Мощность, л.с.   2 х 1000
Максимальная скорость , км/ч   426
Крейсерская скорость , км/ч   349
Практическая дальность, км   3203
Боевая дальность с максимальной загрузкой, км   1400
Максимальная скороподъемность, м/мин   300
Практический потолок, м   6920
Экипаж   4
Вооружение:  два 7,7-мм передних пулемета калибра и два 7,7-мм пулемета, установленные в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях;
Бомбовая нагрузка до 1814 кг

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com

http://www.airwar.ru/

 

1+

от admin