0
Первый спортивный автомобиль ЗИС (ЗИЛ) из серии, объединенной общим индексом «112», построенный в единственном экземпляре в 1952 г. (ведущий конструктор – В. Ф. Родионов). Основной целью создания этого автомобиля являлись испытания узлов и агрегатов серийной модели ЗИС-110, а также опытных узлов при повышенных нагрузках в условиях скоростных соревнований (линейных гонок). Это, в свою очередь, продиктовало выбор основных конструкторских решений, которые легли в основу автомобиля. Так, шасси представляло собой усиленную раму ЗИС-110, а проектирование кузова проводилось исходя из сохранения ее основных параметров, в первую очередь колесной базы. Кузов оригинальной формы (очевидно, за прототип был взят американский «Le Sabre» образца 1951 г.) являлся двухместным купе с жесткой съемной крышей; сам кузов был выполнен из стального листа, съемный верх – из пластмассы. Двигатель – экспериментальный вариант ЗИС-110 со смешанным расположением клапанов (впускные – верхние, выпускные – нижние). Степень сжатия была повышена в пределах, допускавших работу двигателя на бензине с октановым числом 74, впускные трубопроводы расширены. В сравнении с серийным двигателем была уменьшена высота радиатора и расположены ниже водяной насос и вентилятор с целью снижения высоты передней части автомобиля. Сам двигатель был также несколько опущен и сдвинут назад. В систему смазки был введен масляный радиатор. Коробка передач также базировалась на агрегатах ЗИС-110, но имела увеличенные значения передаточных чисел; также было изменено передаточное число главной передачи. Подвеска автомобиля – ЗИС-110, использовавшая пружины и рессоры опытного типа; в заднюю подвеску был введен стабилизатор поперечной устойчивости. ЗИС-112/1 имел два топливных бака емкостью 140 и 80 л, переключение питания двигателя между которыми могло производиться на ходу.
Впервые ЗИС-112/1 принял участие в линейных гонках и рекордных заездах в 1952 г. (фото 1) и продолжал регулярно участвовать в них до 1955 г., однако не установил ни одного рекорда, будучи не способным превысить установленные нормативы для класса 10 (5000-8000 см³). В 1955 г., с началом проведения чемпионатов СССР в форме кольцевых гонок, ЗИС-112/1 начал участвовать в них. В чемпионате СССР 1955 г. автомобиль стартовал практически в неизменном виде по сравнению с линейными гонками, за исключением вырезов в передней части для лучшего охлаждения тормозов (фото 2). Перегрев тормозов уже после нескольких интенсивных торможений был одним из главных конструктивных недостатков, выявленных у ЗИС-112/1 в условиях линейных гонок, и потребовалось улучшение их охлаждения для участия в кольцевых гонках, где тормоза работают в намного более напряженном режиме. Помимо этого, чемпионат 1955 г. показал, что длинная база в сочетании с перегруженными передними колесами (соотношение масс 55-45) совершенно не обеспечивает удовлетворительные для кольцевых гонок характеристики управляемости. В связи с этим к следующему сезону автомобиль подвергся капитальной переделке. Главным изменением стало сокращение колесной базы с 3760 до 3160 мм, что позволило уменьшить общую массу автомобиля, перераспределить ее по осям и тем самым улучшить управляемость. Также был ликвидирован съемный верх кузова и установлено высокое лобовое стекло, несколько повышена мощность двигателя и увеличено передаточное число главной передачи. В усовершенствованном варианте (фото 3) ЗИС-112/1 участвовал в гонках в 1956-1958 гг., завоевав бронзовую (1956, Б. Курбатов и В. Еремин) и золотую (1957, В. Петров и Б. Абрамов) медали чемпионатов СССР. В 1959-1960 гг. в гонках не использовался. В 1961 г. шасси ЗИС-112/1 послужило основой для постройки автомобиля ЗИЛ-112/6.
1952 г. 1956 г.
Масса, кг: | ||
сухая | 2500 | 1900 |
снаряженная | 2750 | ? |
полная | 2915 | 2250 |
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 210 |
Двигатель: | ||
Марка и модель | ЗИС-110 (эксп.) | ЗИС-110 (эксп.) |
Компоновка | рядный | рядный |
Число цилиндров | 8 | 8 |
Число тактов | 4 | 4 |
Клапанный механизм | SV | SV |
Диаметр цилиндра, мм | 90 | 90 |
Ход поршня, мм | 118 | 118 |
Рабочий объем, см³ | 6005 | 6005 |
Степень сжатия | 7,5 | 8,1 |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 182 (3550) | 196 (3600) |
Расположение | переднее | переднее |
Марка и модель карбюратора | МКЗ-Л3 | МКЗ-Л3 |
Число карбюраторов | 2 | 2 |
Число передач | 3 | 3 |
Шасси | швеллерная лонжеронная рама | швеллерная лонжеронная рама |
Габариты, мм: | ||
Длина | 5920 | 5320 |
Ширина | 2085 | 2085 |
Высота | 1530 | 1430 |
Колея передних колес, мм | 1560 | 1560 |
Колея задних колес, мм | 1600 | 1600 |
База, мм | 3760 | 3160 |
Тип передних тормозов | барабанные | барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные | барабанные |
Передние шины | 7,50-16″ | 7,00-16″ |
Задние шины | 7,50-16″ | 7,00-16″ |
Передняя подвеска | независимая, пружинная | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная | зависимая, рессорная |
Объем топливного бака, л | 220 | 220 |
0