0
Первый спортивный автомобиль ЗИС (ЗИЛ) из серии, объединенной общим индексом «112», построенный в единственном экземпляре в 1952 г. (ведущий конструктор – В. Ф. Родионов). Основной целью создания этого автомобиля являлись испытания узлов и агрегатов серийной модели ЗИС-110, а также опытных узлов при повышенных нагрузках в условиях скоростных соревнований (линейных гонок). Это, в свою очередь, продиктовало выбор основных конструкторских решений, которые легли в основу автомобиля. Так, шасси представляло собой усиленную раму ЗИС-110, а проектирование кузова проводилось исходя из сохранения ее основных параметров, в первую очередь колесной базы. Кузов оригинальной формы (очевидно, за прототип был взят американский «Le Sabre» образца 1951 г.) являлся двухместным купе с жесткой съемной крышей; сам кузов был выполнен из стального листа, съемный верх – из пластмассы. Двигатель – экспериментальный вариант ЗИС-110 со смешанным расположением клапанов (впускные – верхние, выпускные – нижние). Степень сжатия была повышена в пределах, допускавших работу двигателя на бензине с октановым числом 74, впускные трубопроводы расширены. В сравнении с серийным двигателем была уменьшена высота радиатора и расположены ниже водяной насос и вентилятор с целью снижения высоты передней части автомобиля. Сам двигатель был также несколько опущен и сдвинут назад. В систему смазки был введен масляный радиатор. Коробка передач также базировалась на агрегатах ЗИС-110, но имела увеличенные значения передаточных чисел; также было изменено передаточное число главной передачи. Подвеска автомобиля – ЗИС-110, использовавшая пружины и рессоры опытного типа; в заднюю подвеску был введен стабилизатор поперечной устойчивости. ЗИС-112/1 имел два топливных бака емкостью 140 и 80 л, переключение питания двигателя между которыми могло производиться на ходу.
 
Впервые ЗИС-112/1 принял участие в линейных гонках и рекордных заездах в 1952 г. (фото 1) и продолжал регулярно участвовать в них до 1955 г., однако не установил ни одного рекорда, будучи не способным превысить установленные нормативы для класса 10 (5000-8000 см³). В 1955 г., с началом проведения чемпионатов СССР в форме кольцевых гонок, ЗИС-112/1 начал участвовать в них. В чемпионате СССР 1955 г. автомобиль стартовал практически в неизменном виде по сравнению с линейными гонками, за исключением вырезов в передней части для лучшего охлаждения тормозов (фото 2). Перегрев тормозов уже после нескольких интенсивных торможений был одним из главных конструктивных недостатков, выявленных у ЗИС-112/1 в условиях линейных гонок, и потребовалось улучшение их охлаждения для участия в кольцевых гонках, где тормоза работают в намного более напряженном режиме. Помимо этого, чемпионат 1955 г. показал, что длинная база в сочетании с перегруженными передними колесами (соотношение масс 55-45) совершенно не обеспечивает удовлетворительные для кольцевых гонок характеристики управляемости. В связи с этим к следующему сезону автомобиль подвергся капитальной переделке. Главным изменением стало сокращение колесной базы с 3760 до 3160 мм, что позволило уменьшить общую массу автомобиля, перераспределить ее по осям и тем самым улучшить управляемость. Также был ликвидирован съемный верх кузова и установлено высокое лобовое стекло, несколько повышена мощность двигателя и увеличено передаточное число главной передачи. В усовершенствованном варианте (фото 3) ЗИС-112/1 участвовал в гонках в 1956-1958 гг., завоевав бронзовую (1956, Б. Курбатов и В. Еремин) и золотую (1957, В. Петров и Б. Абрамов) медали чемпионатов СССР. В 1959-1960 гг. в гонках не использовался. В 1961 г. шасси ЗИС-112/1 послужило основой для постройки автомобиля ЗИЛ-112/6.
                                                                                         1952 г.                                                      1956 г.
Масса, кг:
сухая 2500 1900
снаряженная 2750 ?
полная 2915 2250
Максимальная скорость, км/ч 200 210
Двигатель:
Марка и модель ЗИС-110 (эксп.) ЗИС-110 (эксп.)
Компоновка рядный рядный
Число цилиндров 8 8
Число тактов 4 4
Клапанный механизм SV SV
Диаметр цилиндра, мм 90 90
Ход поршня, мм 118 118
Рабочий объем, см³ 6005 6005
Степень сжатия 7,5 8,1
Мощность, л. с. (при об/мин) 182 (3550) 196 (3600)
Расположение переднее переднее
Марка и модель карбюратора МКЗ-Л3 МКЗ-Л3
Число карбюраторов 2 2
Число передач 3 3
Шасси швеллерная лонжеронная рама швеллерная лонжеронная рама
Габариты, мм:
Длина 5920 5320
Ширина 2085 2085
Высота 1530 1430
Колея передних колес, мм 1560 1560
Колея задних колес, мм 1600 1600
База, мм 3760 3160
Тип передних тормозов барабанные барабанные
Тип задних тормозов барабанные барабанные
Передние шины 7,50-16″ 7,00-16″
Задние шины 7,50-16″ 7,00-16″
Передняя подвеска независимая, пружинная независимая, пружинная
Задняя подвеска зависимая, рессорная зависимая, рессорная
Объем топливного бака, л 220 220

0

от admin