13+
Многие видели впечатляющие снимки больших советских подводных крейсеров — как носителей баллистических ракет (667-е проекты, 941-й — «Акула»), так и «истребителей авианосцев» (пр. 949А — «Антей»). Однако далеко не все знают, что у «Антеев» было и продолжение, которым в результате распада СССР так и не суждено было воплотиться в жизнь. Речь идет о проекте 949УА — трехкорпусном авианесущем подводном крейсере, со множеством уникальных технологических решений.

Сейчас эти корабли остались в музее ЦКБ «Рубин» только в виде макетов, но если бы история повернулась иначе, то, возможно,  уже в III квартале 1992 года первый из серии в 4 авианосных крейсера был бы заложен в Северодвинске. Ему даже уже дали имя — «Днепропетровск». Но, Союз благополучно развалился, а если бы даже и продержался еще пару лет, то многомиллиардные военные проекты наподобие этого, наверняка бы доконали и без того нежизнеспособную советскую экономику. 

Давайте немного подробней посмотрим, что это был за крейсер.

1. В общем плане это была подлодка на основе пр. 949 — но трёхкорпусная. Центральный прочный корпус по диаметру корпусных конструкций был полностью унифицирован с «Антеями», что сильно ускорило разработку, только длиннее — а боковые два были заметно меньше и короче. Подводное водоизмещение примерно равнялось пр. 941, то есть около -47000 т.

2. На корпуса устанавливалась полётная палуба длиной 147 м и шириной 43 м с уникальной системой быстрого осушения поверхности после всплытия. По правому борту была выделена зона взлёта самолётов, с полноценной паровой катапультой, позволявшей обойтись без трамплина и прочих ухищрений. Потребную для этого мощность выдавали 4 атомных реактора тепловой мощностью 190 МВт каждый, также унифицированные с пр. 949 — но только их стояло вдвое больше против «Антеев». Для посадки самолётов можно было воспользоваться двумя зонами, по правому и левому борту, посадочные тросы проходили через всю полётную палубу.

3. Авиагруппа подводного крейсера — 10 единиц, в т.ч. 8 самолётов Су-33 либо МиГ-29К(П) и 2 поисково-спасательных вертолёта. Ещё один вертолёт хранился как резервный, в законсервированном виде.

4. Подводный авианесущий крейсер был оснащен системой точного позиционирования на воде и несколькими подруливающими устройствами.

5. Концепция применения ТАРПК предусматривала внезапный захват господства в воздухе на морях и океанах после обмена ядерными ударами сверхдержав. В ходе ядерного конфликта уничтожались крупные корабли обеих сторон, включая авианосцы, так что создавался вакуум силы — и последующее всплытие такого крейсера и его боевое применение означало получение эффективного авиационного прикрытия оставшихся флотских группировок, а в ряде случаев — и захват господства в воздухе. Поэтому было достаточно даже 6-12 самолётов, при отсутствии на морях полноразмерных авианосцев.

6. На выпуск первого самолёта из ангара после всплытия и подготовку взлёта отводилось всего 19 минут, из них 6 минут тратилось на осушение полётной палубы. Остальные самолёты могли быть подняты на палубу за 4 минуты каждый. Это, конечно, не значит, что ТАРПК нёс на борту только авиагруппу — он был вооружен и крылатыми ракетами П-700 «Гранит». То есть одновременно был не только подводным авианосцем, но и истребителем авианосцев противника.

Вот такой уникальный проект существовал в конце 1980-х.
21 августа 1992 года и.о. председателя Правительства РФ Е.Т. Гайдар подписал указ о закрытии проекта и разборке стапельного оборудования в Северодвинске для его строительства. Для истории остались только макеты…

Источник:https://periskop.su/

13+

от admin