5+

Японское оружие всегда притягивало к себе внимание европейцев. Собственно, не столько само оружие, сколько отношение к нему этой островной нации.

Еще до начала Второй Мировой войны, в 1934 году, чтобы поднять военный и патриотический дух, правительство Японии решило вооружить своих воинов мечами подобными самурайским. Образцом для нового оружия послужил боевой меч «тати», причем как формой, так и методами применения. Такой меч навали «син-гунто».

В отличие от традиционного клинкового японского оружия, тати и катаны, которое мастера изготавливали вручную, мечи син-гунто производили на заводах. Со временем, чтобы уменьшить их стоимость, эти мечи стали упрощать. Например, для сержантского состава выпускали син-гунто с рукоятками из штампованного алюминия.

Правом носить такой меч обладали армейские унтер-офицеры и офицеры, а также офицеры-кавалеристы. Син-гунто носили в ножнах на поясе, к которому его крепили с помощью одного или двух кожаных ремешков. Как правило, такие ножны были двух видов. Первый вариант – деревянная основа с металлическим покрытием, а второй – также деревянная основа, но с намертво натянутым на нее кожаным чехлом.

В ножнах меч фиксируется зажимной скобой, расположенной возле рукояти. Эта скоба входит в паз в устье ножен и надежно фиксирует син-гунто. Пусковая кнопка, которая регулирует фиксирующую скобу, расположена на муфте. Правда, попадались и такие варианты, в которых ножны были слишком плотно подогнаны под меч.

Гарнитура рукояти латунная, литая, состоит из набалдашника и муфты. Эти детали украшены изображениями в традиционном стиле – листья и цвет сакуры. Иногда эти изображения инкрустируются медью. Поверхность латуни покрывается антикоррозийной патиной. Поздние варианты син-гунто изготавливали уже без таких украшений.

Рукоятку обматывают коричневой тесьмой в классическом стиле, который использовался для катаны. Бывали мечи с тесьмой и других цветов: зеленого, синего, или разные оттенки коричневого – от светлого до очень темного. Деревянная основа покрыта белой кожей ската. В мечах позднего периода, вместо кожи ската, использовали и кожу других рыб, и пластик, и даже наждачную бумагу.

Цубу, то есть гарду, в син-гунто тоже изготавливали из латуни, и иногда покрывали золотом. Форма овальная или яйцевидная, также украшена цветами сакуры. В классическом варианте толщина цубы – 7,5 мм, но бывают и толще. Обычно цуба монолитная, но были и ажурные, которые, возможно, предназначались для старших офицеров.

Обычно маркировку производителя ставили на хвостовике клинка, в ней указывалось имя кузнеца, дата изготовления, и другая информация, например, о месте изготовления.

Иногда син-гунто делали из старинных семейных тати, катан, или вакидзаси. Такого оружия было очень мало, вряд ли больше, чем 10 процентов от общей массы. Также, редкостью были син-гунто, которые изготавливали в частных кузницах высокого уровня и закаливали в воде.

В основном, син-гунто создавались методом комбинированной ковки (ручной и машинной). Они также изготавливались в частных мастерских, но в более простых, и закалялись в масле. Ну а наименее качественные варианты син-гунто производили машинным методом из цельного куска металла. Такие мечи появились в конце войны, когда времени на ручную ковку уже не было.

5+

от admin