2+

Авиационные скафандры СИ-1 и СИ-3М были разработаны в середине 50-х гг. прошлого века и относились к «вентиляционному типу», когда поступающие в скафандр воздух и кислород удаляются из него через регулятор давления, такая система вентиляции получила название разомкнутой и характерна для авиационных и спасательных космических скафандров. Второй особенностью скафандров СИ-1 и СИ-3М было наличие кислородной маски, такой тип скафандров получил название «масочные». В масочном типе скафандров кислородно-воздушная смесь или чистый кислород для дыхания подавался через кислородную маску, а вентиляция скафандра осуществлялась воздухом от системы наддува самолета.

Скафандры СИ-1 и СИ-3М имели оболочку гермосилового типа, выполняющую одновременно функции силовой и герметичной оболочек, как правило, оболочка изготавливалась из 2-х или 3-х слойной прорезиненной хлопчатобумажной ткани (перкаля).

Герметизация распаха для надевания осуществлялась с помощью так называемого «аппендикса» — широкого рукава из прорезиненной ткани являющейся частью оболочки. Надевание осуществлялось через «аппендекс», после чего он скручивался и перевязывался жгутом и укладывался под оболочку.

При полете в герметизированной кабине, скафандры имели избыточное давление порядка 10-20 гПа (100-200 мм.в.ст.), что позволяло расправить их оболочку и «снять» вес скафандра с тела летчика, обеспечив ему внутренний простор для движений. При разгерметизации кабины на высотах более 10-11 км, в скафандре создавалось рабочее избыточное давление порядка 150-220 гПа, что было достаточно при дыхании чистым кислородом, и в то же время обеспечивало приемлемую подвижность. Максимальная высота полета в скафандре составляла порядка 20 км.

Очень важным было обеспечение сочетаемости шлема с заголовником катапультируемого кресла. Начиная со скафандров СИ-1 перешли на съемный шлем сферической формы с мягким затылком. Иллюминатор этого шлема открывался вперед-вниз. Съемный шлем улучшал условия эксплуатации скафандра: облегчал надевание-снятие оболочки и пребывание летчика на земле до вылета и после приземления. Однако, такой пространственный шлем, обеспечивающий хороший обзор и комфортные условия для летчика, не защищал его голову от удара при катапультировании и спуске на парашюте, что в конце концов привело к трагедии.

1 ноября 1962 года парашютисты-испытатели П.И. Долгов и Е.Н. Андреев в скафандрах СИ-3М поднялись в стратостате «Волга» на высоту 25,5 километров и осуществили прыжок с парашютом. Для этого прыжка скафандр СИ-3М был модифицирован: из него убрали кислородную маску и кислородный прибор, а кислород подавался в шлем непрерывным потоком (безмасочный тип скафандров, который в дальнейшем получил широкое распространение).

В момент выхода из гондолы для прыжка на парашюте Долгов распрямился и ударился шлемом о выступающий предмет люка. Удар был настолько сильным, что стекло шлема было пробито, и скафандр разгерметизировался, что привело к смерти Долгова. Е.Н Андреев благополучно приземлился.

Эта трагедия привела к тому, что следующие модификации скафандров были выполнены либо с двойным остеклением, либо сферический шлем был заменен шлемом с металлической каской. К большому сожалению, многие технические решения и правила безопасности в авиации написаны кровью и об этом не стоит забывать.

Скафандры СИ-1 или СИ-3М? Самим бы разобраться…

Вначале я предлагаю внимательно рассмотреть фотографии скафандра и просто насладиться его внешним видом и техническими решениями, которые применялись в середине 50-х гг. прошлого века.

Проблема в том, что  музейный скафандр выставлен как СИ-3М, однако, в книге «Космические скафандры России» СИ-3М имеет немного другую компоновку в отличие от того, что находится в музее. Таким образом, можно предположить, что в музее стоит раритетный скафандр СИ-1. Именно СИ-1 является самой первой полностью самостоятельной разработкой завода № 918 («Звезда») т.к. более ранние Серии ВСС – ВСС-04А, ВСС-04М, ВСС-05, ВС-06, ВСС-07 (ВКС-1) (1953-1954 гг.) создавались на основе скафандров ВСС, разработанных в ЛИИ, и при всех различиях отдельных элементов имели в основном одну и ту же конструктивную схему.

В пользу этой версии говорит то, что на СИ-3М для ликвидации неизбежного «вырастания скафандра» применили так называемый передний подтяг – регулируемый с помощью специальной пряжки силовой ленты, соединяющей шейное кольцо с паховой зоной оболочки. На СИ-1 использовалась силовая система с применением широкого поперечного пояса с разрезом сзади, который через систему роликов был соединен с продольными силовыми шнурами корпуса (так называемая полиспастная силовая система). При наддуве скафандра пояс должен был раздвигаться, выбирая при этом длину продольных шнуров. Однако, в силу большого трения пояса об оболочку система оказалась неэффективной для устранения «вырастания» и использовалась только для подгонки скафандров по росту.

Вторым аргументом в пользу СИ-1 является расположение группового ввода коммуникаций: у музейного экспоната с левой стороны, в то время, как на СИ-3М он должен быть расположен справа.

По большому счету, для неподготовленного читателя нет особой разницы, СИ-1 или СИ-3М. Такие подробности, как замена системы притяга, применение кислородной маски или расположение группового разъема коммуникаций интересны лишь узкому кругу конструкторов и любителей истории.

Главное, что оба скафандра имеют схожие технические характеристики и отражают атмосферу эпохи пятидесятых годов прошлого века и являются пионерами высотной авиации.

Источники:

https://zen.yandex.ru/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2

В статье использованные материалы и некоторые технические данные из книги «Космические скафандры России».

2+

от admin