6+

При проектировании последователя самолета «Вигген» была поставлена задана создать самолет с основной функцией — истребитель-перехватчик, а второстепенная — возможность атаковать наземные цели при условии, чтобы новый самолет был бы не дороже Сааб-37 более чем на 60—65% и при этом вдвое легче его. Компании «Сааб», «Вольво Флюгмотор», «Эриксон» и FFV организовали промышленную группу JAS для разработки нового многоцелевого самолета. В 1982 г. были подписаны контракты на создание пяти опытных самолетов JAS 39.

 

В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета четвертого поколения «Грипен». Постройка первого опытного самолета JAS 39 была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете Т-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г.. а не в 1990 г. как планировалось первоначально.

 

 

 

JAS 39 «Грипен» представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9.  Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на всех режимах полета и при стоянке на земле. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью на плохооборудованные аэродромы.

Турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель разработан на основе американского двигателя Дженерал Электрик F404 и имеет по сравнению с первоначальным увеличенный на 5% расход воздуха. Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная.

Самолет аэродинамически неустойчив при большинстве вариантов нагрузок и режимов полета. Искусственная устойчивость обеспечивается цифровой ЭДСУ(электродистанционная система управления) с трехкратным резервированием. Есть также резервная встроенная аналоговая система. Отклонение рулей управления осуществляется с помощью гидроприводов.

 

На самолете имеется многорежимная поисковая система PS-05A. Используется вычислительная система SDS 80, состоящая из 40 микро ЭВМ, установлена связная аппаратура AMR 345, лазерная ИНС, бес-платформенная курсовертикаль, электронная система индикации ЕР 17, включающая широкоугольный дифракционный ИЛС с видеокамерой FD5040. Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (калибр 27 мм) и подвесное оружие на семи наружных узлах, которое может состоять из УР класса «воздух—воздух»» RB71 «Скай Флеш»». RB74 (AIM-9L) «Сайдуиндер» или AIM-120, а также УР класса «воздух—поверхность» «Мейверик», ПКР RBS-15F, бомб, НАР и кассетного оружия.

В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39В «Грипен». Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г.

Модификации:

JAS 39A  основная модификация.
 JAS 39B  двухместная модификация.
 JAS 39C(D)

 модернизированная версия самолета (согласно концепции Swedish Lot 3) с системой управления  двигателя FADEC, нашлемной системой прицеливания, новым процессором (Modular Airborne Computer System) для РЛС PS-05/A, системой датчиков Saab Dynamics IR-OTIS

 JAS 39X

 экспортная версия самолета выпускаемая совместно с BAe, модернизированная аналогично JAS 39С и доведенная под стандарт самолетов НАТО (включая радиопередатчик, систему заправки в воздухе и узлы подвески вооружения).

 

ЛТХ:

Модификация   JAS.39A
Размах крыла, м   8.40
Длина самолета, м   14.10
Высота самолета, м   4.50
.Площадь крыла, м2   28.00
Масса, кг  
  пустого   6622
  нормальная взлетная   9700
  нормальная взлетная   12974
  топлив.а   2268
Тип двигателя   1 ТДД Volvo Aero RM-12
Тяга, кН  
  нефорсированная   1 х 54.00
  форсированная   1 х 80.51
Максимальная скорость, км/ч:  
  у земли   1400
  на высоте   2125 (М=2.0)
П.ерегоночная дальность., км   3.500
Боевой радиус действия, км  
  на малой высоте   300
  на большой высоте   800
Скороподъемность, м/мин   4700
Практический потолок, м   19000
Макс. эксплуатационная перегрузка   9
Экипаж, чел   1
Вооружение:  одна 27-мм пушка Mauser BK27
Боевая нагрузка — 6500(8000) кг на 7 узлах подвески

Источники:

http://oruzhie.info/voennye-samolety/

http://www.airwar.ru/

6+

от admin