7+
Уникальность данной лодки заключалась не в ее конструкции (она вполне обычная), а в предназначении: это единственная в мире ПЛ, созданная специально для действий в озере, и мало того, в пресном. Финны спустили на воду эту лодку в 1930 году в Хельсинки, рассчитывая воевать ею на Ладожском озере. В северной части, берега которой принадлежали тогда Финляндии, глубины доходят до 230 метров, так что вполне можно было применять ПЛ для, к примеру, отражения попыток советского десанта. Да и южнее, глубины тоже более менее подходящие для подобной небольшой субмарины-более 40 метров. Правда, по юридическим ограничениям, боевых кораблей водоизмещением больше 100 тонн на Ладоге держать было не положено, поэтому лодку сильно урезали под это требование.
Правда, получилось не до конца, и реальное надводное водоизмещение снаряженной лодки вышло в 114 тонн (полагаю, что для обмера, буде такое потребовали — лодку могли на лишние 14 тонн разгрузить — 15 человек экипажа выгнать, боекомплект снять, топливо, все такое.. Сухая масса-то у нее всего 99 тонн была). Подводное 140, но это уже несущественно, поскольку подводное водоизмещение ПЛ на Ладоге никто не догадался прописать в договорах. Лодка, конечно, получилась так себе. Надводный ход, первоначально (с мотором 170 л.с.), был всего 7 узлов, но потом, после модернизации, с новым дизелем от Krupp-Germaniawerft в 200 л.с. — стал целых 9 узлов. Подводная скорость от 120-сильного электромотора не превышала 6 узлов. Дальность хода под аккумуляторами не превышала 45 миль четырехузловым ходом, зато по поверхности лодка могла пробежать целых 375 миль полным ходом.
 
 
Вооружение тоже не впечатляло: две торпеды калибром 457-мм в двух аппаратах (запасных не было) и один крупнокалиберный пулемет. Можно было принять на борт еще несколько мин, но как я понимаю, уже просто на палубу. Как финны планировали доставить Saukko в Ладогу? Да уж не по Неве пройти… Лодка была разъемной, на две, примерно одинакового размера половинки — каждую из которых можно было доставить по железной дороге, а уже по месту свинтить обратно. Но… Пока ходовые испытания, пока доводки, а потом политика… В общем, первая и последняя озерная лодка так в озеро и не попала. Вся ее служба прошла на Балтике, где она тоже лавров, в общем-то не снискала. Впрочем, до 1952 года лодка прослужила, а этим из ПЛ довоенной постройки в Европе мало кто мог похвастаться.
P.S. В 1943 году две советские подводные лодки класса «Малютка», М-77 и М-79 были перевезены на Ладогу и там занимались разведкой и высадкой диверсантов, но справедливости ради стоит сказать, что эти лодки не были изначально созданы для действий в озере.

Источник:https://strangernn.dreamwidth.org/

7+

от admin