4+

Всем хороша была ИСУ-152, но уж больно неповоротлива. Как вы знаете, доходило до того, что в обороне САУ приходилось ставить веером, чтобы обеспечить батарее пристойный сектор огня. Поэтому, в послевоенные годы с учетом очень заинтересовавшего советских конструкторов опыта Waffentrager (фактически, ПТП на самоходном гусеничном лафете) было разработано несколько опытных самоходок в таком калибре, самой чудовищной из которых была САУ «Объект 116», или СУ-152П.

Построенная на базе САУ СУ-152Г/СУ-100П (шасси было удлинено на один каток) машина была вооружена очень мощным орудием М-53 конструкции ОКБ пермского завода № 172. Пушка была оснащена щелевым дульным тормозом и пружинным уравновешивающим механизмом. Секторный механизм горизонтального наведения имел электропривод. Подъемный механизм — ручной. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Боевая скорострельность за счет применения пружинного досылателя составляла четыре-пять выстрелов в минуту.. Насколько мощным было орудие? Ну вот МЛ-20 представляете себе? Тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником марки 53-БР-540Б весом почти 49 кг вылетал из нее с начальной скоростью 600 м/с (дульная энергия, как вы понимаете — 9МДж). А вот М-53 запускал этот же снаряд со скоростью аж в 760 м/с!!! Соответственно, дульная энергия уже 14,4МДж. В 1,6 раза больше.

Конечно, такой снаряд с гарантией выводил из строя любой танк (да и сегодня мало никакому танку не покажется, даже если не пробьет — то поломает, точно.). Конечно, с такой отдачей САУ массой 28,7 тонн справиться не могла, тем более, что орудие, в отличие от ИСУ-152, имело сектор горизонтального наведения в целых 143°, в смысле, ±71,5° (борта машины были откидными).

Поэтому — вот, переразвитый щелевой дульный тормоз с эффективностью 55% и демаскировкой орудия на любом грунте. Но и это помогло очень относительно. САУ мотало отдачей так, что прицел сбивался, а стало быть — ну как из нее прицельно стрелять-то, вообще? Несмотря на мощность орудия принять такую САУ на вооружение оказалось невозможно. Но спустя лет 15 из нее, похоже, проклюнулся «Объект 120», САУ «Таран».

ТТХ:
Боевая масса, т 28,5..28,7
Экипаж, чел. 5

Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 7340
Ширина, мм 3120
Высота, мм 2570
Клиренс, мм 400

Бронирование
Лоб корпуса, мм 25
Борт корпуса, мм 25
Лоб башни, мм 15

Вооружение
Калибр и марка пушки
152-мм М-53

Боекомплект пушки
30
Углы ВН, град.
—5…+30
Углы ГН, град.
—71,5…+71,5

Тип двигателя
В-105
Мощность двигателя, л. с.
400
Скорость по шоссе, км/ч
55..65

4+

от admin