1+

Контракт на строительство этого самолёта получила в ноябре 1961г компания General Electric, но она взяла в субподрядчики компанию Ryan. Первоначально аппарат назывался VZ-11.

Ryan XV-5A Vertifan был среднепланом с убирающимся трехопорным шасси и двухместной кабиной, оснащенной катапультируемыми креслами класса «ноль-ноль». Его особенностью были вентиляторы в крыле. Два больших вентилятора установили горизонтально между лонжеронами каждой консоли крыла; в носовой части устанавливался вентилятор меньшего размера для управления тангажом во время вертикального полета. Он был оснащен двумя турбореактивными (одновременно их можно считать и турбовальными) двигателями General Electric J85-GE-5 тягой по 11,8кН, и энергия этих двигателей могла использоваться для вращения вентиляторов вертикального взлета или могла быть использована для обычного горизонтального полета после того, как совершен переход от вертикального взлета, который контролировался с помощью отражательных лопаток над вентиляторами.

Первый из двух опытных образцов (рег.номера 62-4505/4506) совершил полет 25 мая 1964г. (пилот Ron Gerdes), первое висение — в июне 1964 года, первый переход от вертикального взлёта к горизонтальному полёту — в ноябре 1964 года. Два опытных самолета вместе налетали к октябрю 1966 года 338 часов. Один разбился в апреле 1965 года (пилот погиб), а второй (62-4506) получил повреждения в октябре 1966 года (пилот погиб), но позднее в 1967-68 годах был отремонтирован и в измененном виде под обозначением XV-5B использовался для продолжения исследовательской программы NASA с 24 июня 1968г. Соответственно, первый вариант задним числом переобозначили в XV-5A. В NASA самолёт сменил регистрационный номер на гражданский N705NA.

ЛТХ:
Модификация XV-5A
Размах крыла, м 9.25
Длина, м 13.75
Высота, м 4.5
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 5450
нормальная взлетная 7690
Тип двигателя 2 ТРД general Electric J85-GE-5
Тяга нефорсированная, кгс (кН) 2 х 1200 (11.75)
Максимальная скорость , км/ч 880
Практическая дальность, км 1600
Практический потолок, м 12200
Экипаж 2

Источники:

http://www.airwar.ru/

Юрий Кузьмин. Экспериментальный СВВП Ryan XV-5

Prototypes.com. Le Ryan XV-5A/B Vertifan

VSTOL.org. GE-Ryan XV-5A

1+

от admin