5+

Вторая мировая была «войной моторов». Всем известно, что Германия в развитии своих моторизованных сил преуспела. И это с учетом того, что с топливом для моторов в ней было проблематично. Не имела она больших запасов нефти, а её противники, в первую очередь, конечно, Великобритания, а в последствии и США, отрезали её от поставок из мест основной добычи. Но гений немецких ученых позволил создать производство синтетического топлива (газолина) из бурого угля, запасы которого на территории Германии были значительны. Вот почему всю войну её танки приводились в движение двигателями, работающими на легком топливе, так как немногочисленные поставки нефти из Румынии после переработки в дизтопливо шли на «прокорм» Кригсмарине, особенно в «желудки» многочисленных подводных лодок.
Производство синтетического топлива — довольно сложный и дорогостоящий процесс, а так как тратить его на обучение новых экипажей танков приходилось много, то для экономии немецкие ученые, основываясь на процессе Фишера — Тропша, известном с 1923 года, предложили иной вариант — газогенераторную установку, работающую все на том же буром угле.

Что, в принципе, было логичным шагом, так как к тому времени подобные установки уже нашли свое место на колесных автомобилях.
Первые упоминания о попытках установки газогенераторов на танки, относятся к 1938 году, но особого размаха они достигли уже после начала Второй мировой. Основные работы по разработке этой тематики были организованы в Освенциме, где были развернуты лаборатории и мощности немецкого химпроизводства.
В результате на свет появились Panzerkampfwagen, которые сами немцы в шутку называли «самоходными самогонными аппаратами». Это учебный танк на базе Pz I.

Несколько Pz I c газогенераторами были «превращены» в американские М-4 «Шерман» и использовались для тренировок расчетов ПТО, а в 1945 году начали привлекаться для тренировок «фольксштурма» в проведении боев в городе.

А что же о боевом применении газогенераторных танков? Есть упоминание об использовании в боях учебного Pz I с башней от Pz III и в боях за Берлин псевдо-«Шерманов» . Также есть неподтвержденные сведения, что около 50 танков Pz VIB «Тигр-2» (или «Королевский Тигр») было оборудовано газогенераторными установками весной 1945 года и что все они были уничтожены в боестолкновениях.

После окончания Второй мировой эти немецкие разработки попали в США и там были успешно «забыты», но, возможно, новый топливный кризис заставит вспомнить о них и применить вновь… на учебных боевых машинах.

P.S.Так же хочется упомянуть ,что в учебных подразделениях было некоторое количество танков переведенных на сжиженный газ.(см.фото)

5+

от admin