7+
При подготовке к высадке в Северной Африке, в 1942 году, американские военные задались вопросом ориентации. В смысле, как ориентироваться там, где никаких ориентиров нет? Как вести разведку там, где днем скрытно передвигаться нереально, потому что укрыться негде, а ночью сложно потому, что ничего не видно? Результатом очень масштабных НИОКР стал прототип разведывательной машины на базе танка Шерман M4A1.

 

Разведывать, как вы понимаете, предполагалось только ночью, для чего машину оснастили системой инфракрасного наблюдения (разумеется, с мощной подсветкой). За подсветку отвечали четыре курсовых по 450 ватт мощностью и одна поворачивающаяся фара на 600 ватт с черным светофильтром. Уже одно это потребовало замены штатного генератора, мощностью 1,5кВт на изделие, мощностью 5кВт, для чего пришлось перекомпоновывать еще и топливную аппаратуру (что уже делало переоборудование серийных машин в войсках нереальным).

Для реализации данных этой подсветки использовались устройства, устанавливаемых вместо штатных перископов в люках. Дальше картинка передавалась на запитанный напряжением 5000 вольт фотоумножитель, рисующий картинку на крохотном экране. Картинка была так себе, не спасало даже наблюдение через систему линз и шторок. Яркость, доступная на тот момент в довольно компактном приборе была совершенно недостаточной.

Даже минимальная засветка глаз мехвода и командира ослепляли их на несколько минут. Пришлось даже заменить внутреннюю подсветку в танке на ультрафиолетовую, а значимые индикаторы и переключатели покрасить и подписать специальной флуоресцентной краской, едва светящейся под ультрафиолетовыми лучами в полной темноте. Вести же записи было, как вы понимаете, невозможно.

Интересно решили проблему ориентации (ну как сказать, «решили»… Попытались): испытания проходили два варианта одографов, один от компании Monroe Calculating Machine Company второй от International Business Machines (IBM, ага), причем, аппарат IBM позволял еще и масштабы карты переключать. Однако, несмотря на всю хитроумность примененных решений на основе учета данных компаса и одометра, устройства не показали способности более-менее точно определять местоположение машины через некоторое время после начала движения.

Начиналось-то все неплохо, но с каждой минутой и милей ошибка нарастала до полного обессмысливания результатов. Тут сыграли свою роль и недостаточно точные датчики положения стрелки компаса, и приблизительность показаний одометра на маневрирующей гусеничной машине, и помехи разного рода, вносившие свою лепту в положение стрелки компаса. Это была, все-таки, попытка прыгнуть выше головы.

Источник:https://strangernn.livejournal.com
7+

от admin