24+

Сегодня поговорим о том, какое же топливо было более безопасно для танкистов, немецкий танковый бензин или же советская солярка. Про то, что «дизель не горит», например, можно узнать из воспоминаний Дмитрия Федоровича Лозы, который тем не менее все равно удивлялся, почему “Шерманы” горели меньше чем Т-34.

Кроме того, у дизеля есть преимущества – он экономичнее. И вот, казалось бы, бензин то ясное дело опаснее, однако все не так однозначно. По поводу того почему немцы всю войну использовали на своих танках бензиновые двигатели существует несколько совершенно нелепых версий.

Начиная от того, что яко бы вся солярка шла на нужды ВМФ и  заканчивая абсолютной глупостью-дескать «немцы не смогли за всю войну создать танковый дизельный двигатель на подобии советского». И это при том, что Германия являлась родиной Дизеля и немцы вообще всегда считались одними из лучших двигателистов в Европе. В ЕНОТе была отдельная статья посвященная немецким дизельным двигателям, можете ознакомится с ней по ссылке, но если коротко, то основная причина была в упрощении логистики.

Гораздо проще было поставлять на фронт бензин который одновременно подходил почти всем видам техники включая танки, чем гнать для танков отдельные эшелоны с соляркой. К тому же, в начале войны, когда немецкие танки грохотали по Европе, их довольно часто заправляли на обычных автозаправках, которых по всей Европе было огромное множество.

Но давайте вернемся к теме пожароопасности. Дело в том, что советские танки имели крайне уязвимое расположение топливных баков: они располагались в боевом отделении. Поэтому, при попадании немецкого бронебойного снаряда в бак, солярка разбрызгивалась по всему боевому отделению, окатывая танкистов с ног до головы горящей жижей.  Здесь также играет одно интересное свойство бензина и солярки. Погасить горящий бензин на одежде значительно проще чем солярку, считается, что человек способен сам погасить горящий на одежде бензин просто катаясь по земле. С соляркой такое вряд ли получится, поэтому, советские танкисты, даже если успевали выбраться из горящего танка, все равно получали сильнейшие ожоги.

Кроме того, когда немцы с 42-го года начали активно использовать кумулятивные снаряды, то Т-34 и КВ-1 увы, были крайне уязвимы для огня. Дело в том, что в первую очередь на советских танках использовались передние баки, которые прилегали к бортовой броне. А когда попадал кумулятивный снаряд в пустой бак, то пары солярки детонировали, да так, что иногда вырывало 45-мм  бронелист.

Для немцев бензиновые двигатели не представляли значительной угрозы, потому как топливные баки размещались вне боевого отделения и кроме того на «Тиграх» и «Пантерах» имелась автоматические системы пожаротушения, способная за несколько секунд погасить вспыхнувший бак.

Источники:

https://zen.yandex.ru/id/5c951ad919fa6800b3c9d0f6

https://waralbum.ru/

24+

от admin