Ровно 75 лет назад, 10 декабря 1944 года, состоялась первая официальная летная демонстрация нового реактивного истребителя Хейнкель Не-162 «Фолькс`ягер» («Народный истребитель»). Шоу завершилось катастрофой: при полете на максимальной скорости у самолета оторвался элерон, а потом разрушилось крыло. Самолет врезался в землю и взорвался, пилот погиб. Тем не менее, в том же месяце машина была принята на вооружение и запущена в массовое производство сразу на четырех авиазаводах, а узлы и детали для нее поставляли порядка 700 субподрядчиков.
Не-162 разрабатывался по заданию на предельно простой и дешевый истребитель-перехватчик, пригодный к выпуску в огромных количествах и к применению слабоподготовленными летчиками. Прежде всего, он предназначался для 16-17-летних выпускников ускоренных курсов подростковых аэроклубов «Гитлер`югенда». Возможно, поэтому, он имел еще одно неофициальное прозвище «Шпац» — «Воробей». С его помощью немцы надеялись более эффективно противодействовать воздушным бомбардировкам союзников и хоть как-то компенсировать подавляющее численное превосходство англо-американской авиации.
К июню 1945 года они планировали довести ежемесячный выпуск «Фолькс`ягеров» до 3000 экземпляров! Правда, непонятно, где они собирались брать для них топливо, которое уже в 1944 году было в жестком дефиците. А также — летчиков даже с минимальной подготовкой, поскольку обучать их такими темпами было в принципе нереально. Особенно — с учетом все той же нехватки топлива. Но об этом никто даже не думал. Авторитарные диктаторские режимы в критических ситуациях нередко принимают явно абсурдные решения в тщетной надежде на чудо.
Не-162 создавался в адской спешке, благодаря чему этот необычный самолет с двигателем «на спине» был разработан и построен в фантастически короткий срок. От выдачи технического задания на проектирование до первого полета прототипа прошло ровно 90 дней, а до выпуска первых серийных экземпляров — 120. Это абсолютный рекорд в истории мировой авиации для самолета, который разрабатывался «с нуля», а не на базе уже существовавшей машины. В соответствии с заказом он получился очень технологичным. К примеру, на изготовление крыла бригада из 12 рабочих затрачивала всего 8 минут. Таким образом, за 10-часовую смену она могла сделать 75 комплектов крыльев!
При этом машина обладала неплохими летными данными, в частности, максимальная скорость на форсаже достигала 905 км/ч, что было даже выше техзадания. Однако одно из главных требований — сделать самолет устойчивым и простым в пилотировании — оказалось невыполненным. Испытания показали, что машина — весьма нестабильна, требует постоянного внимания и высокого мастерства, которое достигается только длительной летной практикой.
Ни о каких мальчиках из аэроклубов не могло быть и речи. Даже летчики с более-менее нормальной подготовкой и опытом боев на поршневых истребителях гробились на Не-162 с завидной регулярностью. До конца апреля 1945 года в истребительную эскадру JG1, которую первой перевооружили на «Фолькс`ягеры», поступило 120 реактивных «Хейнкелей». В ходе переподготовки летного состава только за последние три недели апреля 10 из них разбились в катастрофах.
До реального боевого применения дело так и не дошло. Ни одного перехвата бомбардировщиков «Фолькс`ягеры» не совершили, Зафиксирован всего один воздушный бой на этой машине, состоявшийся 4 мая 1945 года, когда лейтенант Рудольф Шмитт сбил британский истребитель «Тайфун». Зато после войны англичане и американцы обнаружили на германских авиабазах более 150 боеготовых «Фолькс`ягеров», а на авиазаводах — еще 800 недостроенных машин в различной степени готовности. Как минимум, два «народных истребителя» в исправном состоянии попали в СССР и проходили испытания в ЛИИ ВВС, но особого интереса не вызвали. Разве что, в качестве технических курьезов.
Модификация | Hе.162a-2 |
Размах крыла, м | 7.02 |
Длина, м | 9.03 |
Высота, м | 2.60 |
Площадь крыла, м2 | 11.1 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1664 |
нормальная взлетная | 2600 |
максимальная взлетная | 2800 |
Тип двигателя | 1 РД ВМW-003Е-1 |
Тяга, кгс | |
номинальная | 800 |
форсажная | 920 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 885 |
на высоте | 900 |
Практическая дальность, км | 970 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 1404 |
Практический потолок, м | 12000 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | две 20-мм пушки МG-151/20 со 120 снарядами на ствол |
Источникм:
https://vikond65.livejournal.com
http://www.airwar.ru/