0
Реактивная система залпового огня «Град» одна из визитных карточек советских вооруженных сил. Производящаяся с 1960-х годов система поступала на вооружение множества стран по всему миру, а общий объем выпуска превысил 8,5 тысячи единиц. Спустя практически 60 лет РСЗО «Град» по-прежнему остается на вооружении многих армий мира, в том числе благодаря модернизации установок до современных стандартов.

Разработка WR-40 Langusta

Польша к 2007 году все ещё имела в составе своих вооруженных сил 227 установок БМ-21 «Град» на шасси полноприводного грузового автомобиля Урал-375.

Идея о том, что данные РСЗО необходимо модернизировать и усовершенствовать, чтобы они отвечали современным вызовам, возникла в Польше ещё в начале 1990-х годов. Правда, сам процесс модернизации заметно затянулся.

В первую очередь предлагалось заменить шасси установки на отечественную разработку, отказавшись от базы Урала-375Д. К тому моменту советские шасси уже были достаточно изношены, а установленный на машине двигатель признавался неэкономичным.

Кроме замены шасси, польские военные запланировали обновление системы наведения и корректировки огня РСЗО. Параллельно с этим в стране шел процесс создания новых реактивных боеприпасов увеличенной дальности стрельбы, которые также позволили бы продлить срок эксплуатации установки и увеличить её боевой потенциал.

Одним из основных требований при модернизации было сохранение возможности перевозки установок самым массовым военно-транспортным самолетом НАТО C-130 Hercules.

Первый вариант модернизации был представлен только к 2003 году и базировался на шасси польского грузового автомобиля Star 1466 с удлиненной кабиной и колесной формулой 6х6. Данная установка даже успела пройти войсковые квалификационные испытания, но в серию не пошла и на вооружение принята не была. А в скором времени в Польше прекратился и выпуск данного грузового автомобиля.

Второй вариант модернизации был представлен уже в 2005 году. На этот раз было предложено использовать польское шасси Jelcz P662D.35 с той же колесной формулой 6х6, но уже с бронированной кабиной, защищающей расчет установки от огня стрелкового оружия противника и легких осколков.

Создание прототипа было полностью завершено в конце 2006 года.

Тогда же в декабре обновленная РСЗО успешно прошла войсковые испытания и была принята на вооружение под обозначением WR-40 Langusta. Число «40»- количество направляющих в установке.

Помимо шасси с бронированной кабиной и новых ракет с повышенной дальностью стрельбы, обновленные польские «Грады» получили современную систему управления огнем с баллистическим вычислителем, созданным специалистами польской компании WB Electronics. При этом сам пусковой блок в принципе не претерпел никаких особых изменений.

22 апреля 2008 года польская армия заказала модернизацию первых РСЗО «Град».

Первая партия состояла из 31 установки. Производство РСЗО было развернуто на мощностях крупной польской оборонной компании Huta Stalowa Wola (HSW).

Базой для «Лангуста» стало польское шасси Jelcz 662D

В качестве шасси для модернизированного «Града» был выбран грузовой автомобиль повышенной проходимости Jelcz 662D с колесной формулой 6х6.

Семейство грузовиков повышенной проходимости, разработанных одноименной польской компанией Jelcz, широко используется в польских вооруженных силах. Помимо базы для РСЗО WR-40 Langusta, данный грузовик используется в качестве базы для пусковой установки противокорабельных ракет, РЛС артиллерийской разведки, а также специализированной военной техники.

Для варианта с РСЗО используется модификация автомобиля Jelcz P662D.350. Данный грузовой автомобиль комплектуется шестиместной четырёхдверной кабиной, также разработанной инженерами Jelcz. Кабина WR-40 Langusta обладает баллистической защитой 1-го уровня стандарта STANAG 4569 (включая бронестёкла), защищая экипаж от обычных стрелковых боеприпасов.

Грузоподъемность указанного шасси составляет 10 000 кг, полная масса установки – 17 100 кг (без реактивных снарядов). Длина шасси – 8,6 метра, ширина – 2,54 метра, высота минимальная – 2,74 метра, клиренс – 410 мм. Автомобиль без специальной подготовки в состоянии преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра.

Шасси JELCZ P662D.350 комплектуется дизельным шестицилиндровым двигателем Iveco Aifo Cursor 8 стандарта EURO 3 объемом 7,8 литра. Номинальная мощность двигателя составляет 352 л. с. (259 кВт). Мощности двигателя достаточно, чтобы обеспечить 17-тонной установке скорость хода по шоссе на уровне 85 км/ч, запас хода – 650 км.

Боевые возможности РСЗО WR-40 Langusta

Основным боеприпасом является осколочно-фугасный. Повышение боевых возможностей установки было осуществлено путем модернизации шасси, обладающего повышенной баллистической защитой, появления современных систем управления огнем и наведения, систем спутниковой навигации.

Заметную роль в улучшении боевых возможностей польских «Градов» сыграли новые польские боеприпасы, которые позволили увеличить максимальную дальность стрельбы РСЗО с 20,4 до 42 километров.

Разработка 122-мм реактивного снаряда Feniks-Z началась в Польше одновременно с появлением первых идей по проведению модернизации БМ-21.

Процесс модернизации данных боеприпасов продолжается по сей день.

Если первые версии, испытания которых проводились в 2000-е годы, обеспечивали дальность полета до 32 километров, то последние версии усовершенствованного реактивного снаряда М-21 FHE Feniks с измененными массогабаритными параметрами показали в 2017 году максимальную дальность стрельбы 42 километра.

Масса данного реактивного снаряда составляет 65 кг, длина – 2 797 мм, максимальная скорость полета – 1170 м/с. Дальность стрельбы находится в диапазоне от 14 до 42 км.

Польские военные в 2019 году заказали не менее 3 140 таких боеприпасов.

РСЗО WR-40 Langusta в состоянии выпустить по противнику все 40 реактивных снарядов за 20 секунд. Максимальный угол возвышения пакета направляющих составляет 55 градусов, в зоне, ограниченной кабиной грузового автомобиля – 11 градусов, минимальный угол возвышения составляет 0 градусов. Углы горизонтального обстрела отличаются. В правую сторону от оси автомобильного шасси – 70 градусов, в левую сторону – 102 градуса.

Наведение пакета направляющих в горизонтальной (до 7 градусов в секунду) и вертикальной (до 5 градусов в секунду) плоскостях происходит с помощью электропривода. В качестве резервной системы имеется ручной привод наведения.

Несмотря на то, что первые РСЗО были заказаны польской армией ещё в 2008 году, процесс перевооружения сухопутных войск на модернизированные системы «Град» идет достаточно медленно.

По данным на 2018 год, количество поставленных в войска РСЗО WR-40 Langusta оценивалось в 75 единиц. Все они сосредоточены в составе трёх артиллерийских полков польской армии, ещё три машины эксплуатируются в Учебном центре артиллерийского вооружения в Торуни.

Технические характеристики РСЗО WR-40 «Langusta»:
Экипаж, чел.: 6;
Вес боевой машины (без снарядов и номеров расчета), кг: 17000;
Максимальный боевой вес, кг: 20150;
Длина, мм: 8588;
Ширина, мм: 2540;
Высота в походном положении, мм: 2740;
Дорожный просвет, мм: 410;
Двигатель: дизельный Aifo Cursor 8, стандарт EURO 3;
Мощность двигателя, кВт (л.с.): 259 (350);
Скорость движения, км/ч: 85;
Запас хода по шоссе, км: 650;
Калибр, мм: 122;
Количество направляющих, шт.: 40;
Масса снаряда (НУР), кг: 66;
Максимальная дальность стрельбы, км: 42;
Площадь поражения одним залпом, га: 20;
Время полного залпа, сек.: 20;
Глубина преодолеваемого брода, мм: 1200

Автор: Юферев Сергей

Источник:https://topwar.ru/

0

от admin