17+

15 октября 2021 года исполнилось пять лет как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в свой последний боевой поход к берегам Сирии. ТАКР «Адмирал Кузнецов» наверное самый не счастливый корабль современной России. Призванный во что бы то ни стало демонстрировать всему миру наличие у РФ авианосного флота, либо, что больше похоже на правду, отсутствие такового. Он с завидным постоянством продолжает доказывать неспособность РФ использовать в своем  военном флоте давно освоенные в таких «загнивающих» странах как США, Великобритания, Франция, Япония технологии.

Чего только стоит его последний поход в Сирию и последующая модернизация. Давайте вспомним контекст, к дыму вернемся позже.

«С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Во время этого похода корабль впервые принял участие в реальных боевых действиях. Потеряв два самолета вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход корабль прошёл 18 тысяч морских миль. На борту авианосца находилось более 40 самолётов и вертолётов. Впервые в истории России осуществлено боевое применение палубных самолётов Су-33. «За два месяца участия в боевых действиях лётчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Практически все полёты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам», — сообщил командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов. Примерная стоимость действий крейсера в Сирии составила 7,5 миллиардов рублей.

По возвращению из Сирии крейсер встал на место своего постоянного базирования у причальной стенки 82-го СРЗ для ремонта и модернизации. Не странно ли это, что всю свою жизнь флагман российского флота базируется на судоремонтном заводе? Контракт по модернизации авианосца на сумму 86 млрд руб. был заключен в апреле 2018 года с центром судоремонта «Звездочка». Модернизацию с продлением сроков эксплуатации на 10 лет планировали закончить в 2022 году. Однако, что-то пошло не так.

Ремонт подводной части корпуса авианосца был начат в Мурманске, на плавучем доке ПД-50, принадлежавшем 82-му судоремонтному заводу. Однако плавучий док ПД-50 затонул вместе с находящимся в нем кораблем, который  даже получив повреждения всплыл)). В ночь с 29 на 30 октября 2018 года из-за внезапного отключения электроэнергии с берега началось неконтролируемое погружение одной из башен дока, приведшее к существенному крену. ПД-50 начал погружаться. Из-за того, что «Роснефть», купившая до этого 82-й судоремонтный завод у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), моторную команду дока сократила, а для дизель-генераторов горючее не закупала, ПД-50 не смог перейти на собственное электропитание, чтобы откачать воду из цистерн, и стал тонуть вместе с «Адмиралом Кузнецовым». При этом 70-тонный башенный кран дока упал на палубу авианосца. Упавший кран повредил часть палубы авианосца (размеры пробоины в палубе в кормовой части составил около 20 м²) и несколько отсеков под палубой. Получивший повреждения авианосец был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода. Поскольку других сухих доков, способных принять авианосец, во всей необъятной, «богатейшей», «вставшей с колен» Российской Федерации не нашлось, было принято решение осуществить модернизацию существующих сухих доков 35-го СРЗ для возможности ремонта авианосца. Сроки докования перенесли на 2021 год.

Следующее происшествие не заставило себя долго ждать. 12 декабря 2019 года на авианосце на площади 600 м² возник пожар. На ликвидацию возгорания ушли почти сутки. Причиной пожара послужила искра, которая во время сварки упала в трюм, где находились остатки мазута. Причиненный ущерб был оценен в сумму(или правильнее сказать было списано на пожар) около 500 млн руб. После этого стал рассматриваться вопрос о списании авианосца, тем не менее общественности было объявлено о продолжении модернизации и продлении ее еще на один год. Интересно, новые док уже построили?

Что же предполагалось сделать в ходе модернизации? В контексте заявленной темы нас интересует решение проблемы с дымом у корабля. Все старые котлы планировалось заменить на новые высоконапорные паровые котлы КВГ-4. Странно, не правда ли? Ведь еще по дороге в Сирию руководство ВМФ на голубом глазу заявляло, что у «Кузи» проблем с дымом нет. Да и по возвращению старательно уходило от этой темы. Например, при прохождении Ла-Манша командир ТАКР капитан 1 ранга Сергей Артамонов объяснил наличие дыма над судном тем, что это присуще всем неатомным кораблям и не связано с поломкой. По возвращению, еще в связи с грядущим капитальным ремонтом «Адмирала Кузнецова» у бывшего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова взяли интервью, спросив, не требуется ли также ремонт силовой установки корабля — из-за наблюдаемого многими журналистами дыма из трубы. На это адмирал ответил, что «только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешёвом топливе как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием». По мнению адмирала, текущие ремонты были выполнены качественно и новый ремонт двигательной установки не требуется.

Давайте попытаемся разобраться с этим вопросом.

Если честно, наличие дыма, валящего из дымовой трубы современного корабля, работающего на дизельном топливе или на тяжёлом мазуте — это не очень приятный признак. Хорошо отрегулированный корабельный дизель или мазутный котёл для питания паровых турбин (котлотурбинная установка) вообще не дымит, выбрасывая в атмосферу практически прозрачные продукты сгорания.

А вот если у вас что-то подтекает в цилиндры дизеля из системы охлаждения, если у вас «просажены» маслосъёмные или компрессионные кольца, которые обязаны удерживать масло вне камеры сгорания, или же переобогащена топливная смесь, что вызывает появление несгоревших остатков топливе в выхлопе — то ваш двигатель работает где-то очень далеко от оптимальных режимов, теряя мощность, изнашиваясь и потребляя «лишнее» топливо.

Конечно, часто дым из трубы валит в момент пуска двигателя или котла: в этот момент обычно энергетическая установка судна «холодная» и в ней присутствует масса переходных процессов. Иногда это может быть лишь мгновенный выброс топливной смеси или конденсата из выхлопных труб, но иногда можно и «подымить на славу»:

А вот при движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизый, белый) дым это уже, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из перечисленных болячек: жрёт и палит масло, испаряет совершенно неуместную воду или же «пьёт», как ни в себя, лишнее топливо, выбрасывая копоть в небо. При этом часто такой вариант появления чёрного дыма как раз и связан с тем, что адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели или в котлы по факту переобогащённую смесь и вызывая при этом появление того самого чёрного дыма из корабельной трубы.

Чтобы не обвиняли в предвзятости — вот видео прохода «Кузи» через пролив:

Ну а теперь краткое объяснение.

ТАКР «Адмирал Николай Кузнецов» в недостроенном состоянии после развале СССР был фактически угнан(или если угодно, украден) из украинского Севастополя в Мурманск. Это отдельная почти детективная история, но сейчас не об этом. В Мурманске достройка, текущий и плановый ремонт «Адмирала Кузнецова» осуществлялись часто в недостаточном объёме и в ненадлежащем качестве. Во время службы корабль не вылезал из постоянных ремонтов, находясь в море от одного до четырех месяцев в год.

Состояние главной энергетической установки «Кузи» еще на 1999 год было мягко говоря плачевным:
Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике — и того меньше.
Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец конца девятнадцатого века. К тому же трубопроводы уже «еле дышат», да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые , в свое время, дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов…(18-20 км/ч)

В 2008 году был завершён(?) 7-ми месячный ремонт в Центре судоремонта «Звёздочка». На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены(?) работы по ремонту котельного оборудования. Но проблема с котлами так и осталась, то есть совершенно непонятно какие «обновления» были проведены за 7 месяцев ремонта. Собственно к сирийскому походу тоже ничего не изменилось.

Поэтому, ситуация с единственным российским авианосцем и его эпическим дымовым шлейфом по проходу Ла-Манша и Па-де-Кале ясна: «старичка» попросили дать полных ход — «дедушка» напрягся и выдал… Как смог. С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества топлива. Но — нужный ход выдал и за «Петром Великим» угнался.

Источники:

https://starcom68.livejournal.com/2146937.html

https://zen.yandex.ru/media/starcom68/pochemu-vo-vremia-pohoda-v-siriiu-dymil-avianosnyi-kreiser-admiral-kuznecov-5f8bfed85282a9782736d585

17+

от admin