8+

На просторах русскоязычного интернета довольно часто можно услышать нелестные отзывы в адрес немецкой бронетехники(и не только бронетехники) времен Второй мировой войны. Довольно часто в качестве недостатка вменяется «неправильная» компоновка, с расположением двигателя в корме, а трансмиссии в передней части танка. Но давайте все же разберемся действительно ли это был недостаток и почему вообще немецкие инженеры выбрали именно такую компоновку.

Если подойти к этому вопросу поверхностно то на первый взгляд действительно может показаться, что немецкие инженеры сморозили какую-то глупость, расположив трансмиссию и ведущие колеса в самой поражаемой передней части машины.  Помимо уязвимости, такая компоновка имеет еще и ряд других недостатков таких как: увеличение высоты танка его массы, усложнение и удорожание конструкции.

К тому же, обслуживание и замена такой трансмиссии превращалась в настоящий Ад для механиков. Вы только представьте себе, что для замены трансмиссии нужно было разобрать чуть ли ни пол танка и демонтировать башню.

И так, на лицо вроде бы одни недостатки, но неужели немецкие инженеры были такими дилетантами, что просто с маниакальным упорством использовали эту компоновку для большинства своих серийных танков на протяжении всей войны? Нет, они не бы дилетантами,  скажем более, они были настоящие профессионалы своего дела, и на том техническом уровне который имелся на то время, это было, возможно, самое правильное решение.

Основной целью такой компоновки было размещение боевого отделения и башни танка в центре корпуса. Делалось это для того, что бы уменьшить колебания орудия и боевого отделения во время движения, и тем самым повысить комфортность работы экипажа. Как это работает можно наглядно проследить на обычном автомобиле, если во время движения вы поставите стакан с водой на капот автомобиля то, скорее всего, он там даже не удержится. В свою очередь поставив его в подстаканник на подлокотнике водителя, расположенный примерно по центру машины, вода в нем все время будет оставаться в относительном покое. Точно так же это работало и на танке, позволяя экипажу более менее прицельно вести огонь и наблюдение в движении(либо с короткой остановки).

Если посмотреть на советские танки Т-34 и ИС-2 то в глаза сразу бросается то, что их башни расположены в передней части корпуса, делалось это не от хорошей жизни. Дело в том, что размеры танковых двигателей тех времен не позволяли разместить их поперек корпуса(как это обычно делается на современных танках), что при размещении двигателя и трансмиссии рядом делало моторно-трансмиссионное отделение очень длинным, вынуждая смещать боевое отделение и башню вперед.

Подобное расположение боевого отделения имело еще более серьезные недостатки чем «немецкая» компоновка. Тяжелая башня перегружала передние катки и подвеску танка, уменьшало размеры отделения управления, причем настолько, что не оставалось места даже на размещение люка мехвода на крыше корпуса. Как вы знаете, на Т-34, люк механика-водителя располагался на лобовой детали корпуса, являясь чуть ли не самым уязвимым местом танка. А на ИС-2, подобная компоновка вообще лишила механика-водителя собственного люка, из-за чего ему приходилось выбираться из машины через боевое отделение и башню, что в случае пожара вообще не оставляло ему шансов на выживание.

Но самым большим недостатком переднего расположения башни было все же то, что при движении по пересеченной местности, боевое отделение и орудие болтало так, что наводчик и командир, через свои приборы наблюдения, видели только то землю то небо. Для того, что бы нормально осмотреться или навести орудие необходимо было остановится.

Исходя из всего этого напрашивается вывод, что «немецкая» компоновка, при всех её недостатках, имела все же больше преимуществ чем «советская», и как бонус, переднее расположение трансмиссии давало еще и дополнительную защиту экипажу. Довольно часто бывали случаи, когда бронебойный снаряд пробивал лобовую броню и вместо того, что бы влететь в боевое отделение и убить там весь экипаж, застревал в трансмиссии. Танк при этом, конечно же, выходил из строя, но экипаж оставался жив.

P.S. Так же стоит упомянуть, что компоновка с передним расположением трансмиссии не была исключительно немецким ноу-хау, на американском танке «Шерман» так же была применена подобная компоновка.

Автор: ЕНОТ

Источники:

http://armor.kiev.ua/

https://warspot.ru/

https://warbook.club/

 

8+

от admin