На первый взгляд, заостренная форма дна амфоры кажется совершенно абсурдной, у такой амфоры и объем меньше да и поставит её вертикально будет весьма проблематично. Но несмотря на это, именно такая форма, в те времена, была наиболее рациональна из-за чего она и получила широчайшее распространение в большинстве государств античного мира.
Амфоры были многофункциональными транспортными емкостями. Они использовались не только для перевозки жидкостей, того же, вина, мёда или оливкового масла, в них так же перевозили зерно, варенье, соленья, рыбу и даже монеты. Продукты, которые могли испортиться в пути, заливали маринадом, медом или топленым жиром.
Делали их из керамики, они были хрупкими, легко трескались и ломались при неосторожном обращении.
Но почему же они все-таки имели такую форму? Дело в том, что у сосудов с плоским дном есть край, где дно переходит в стенки емкости. Это слабое место, которое легко повреждается при падении или ударе амфор друг о друга. Особенно часто амфоры разбивались во время погрузки или уже на самом корабле, во время шторма.
Но, намучавшись с обычными, плоскодонными сосудами, древние греки додумались до такой уникальной формы. А позже, ее у них позаимствовали и римляне. Амфоры загружали и укладывали в специальном грузовом отсеке судна, разместив острое дно в ячейки решеток.
Длинные двойные ручки тоже были весьма функциональны. Грузчики легко передавали их из рук в руки во время погрузки судов. За них крепили амфоры веревками, как показано на фото выше.
Также амфору, при случае, можно было положить на бок и ручки не давали ей перекатываться с места на место.
Вот как укладывали амфоры на судне:
А полностью загруженный амфорами трюм выглядел примерно так:
Подобные удлиненные амфоры использовались только на кораблях. И, часто, были одноразовыми, так как их производство стоило довольно дешево. С экономической точки зрения было намного дешевле сделать новые амфоры чем везти пустые амфоры обратно.
У берегов Средиземного моря, неподалеку от римских портов, есть огромные курганы из разбитых амфор. Вот пример одной такой искусственной горы:
В Риме есть даже искусственно созданная гора Монте Тестаччо, которая является древнеримской свалкой, состоящей, в основном, из фрагментов разбитых амфор.
По оценкам археологов, здесь находятся 53 миллиона римских амфор, в которых когда-то хранилось оливковое масло.
Высота горы — 35 метров. Свалка появилась в 1 веке нашей эры и много сотен лет росла и вширь и ввысь. В древние времена она была еще выше. Неподалеку от этой горы находился порт, из которого разбитые амфоры и выносили на свалку. Также здесь был склад, где хранились государственные запасы оливкового масла.









