18+

Наверняка вам приходилось не раз видеть на всевозможных парадах ракетовозы. Это такие многоколёсные тягачи, которые перевозят на себе ракеты, представляющие из себя мобильные ракетные комплексы. И так уж вышло, что у этих тягачей две кабины, по одной на каждой стороне. И наверняка у многих возникал вопрос: почему их две, а не одна?

Вот раньше например ракетчики отлично обходились тягачами от ЗИЛ с одной кабиной, но потом МАЗ предложил делать многоколёсные тягачи с двумя кабинами по бокам. И причина, по которой двухкабинная компоновка получила широкое распространение у ракетчиков, не является военной тайной.

При этом двухкабинная архитектура тягачей — это не железное правило, потому что встречаются и исключения. На фото отлично видно, если всё компактно уложить, то ничего и выпирать не будет. А это значит, что можно обойтись и одной кабиной.

Другое дело, когда выпирает. И вот тут-то у водителей начинаются проблемы с обзором. Как можно видеть, ракета может выступать за габариты тягача, и тогда водитель левой кабины не видит, что там справа, может лес какой, и туда не стоит ехать. То же самое касается и водителя справа.

Разумеется органы управления в обеих кабинах продублированы, и любой из водителей может как взять управление, так и передать его с кабины на кабину, как это делают пилоты пассажирских самолётов или бомбардировщиков. Получается, что две кабины — это не только отличная обзорность, но ещё и возможность продублировать системы.

Дело в том, что военные любят всё дублировать по возможности, чтобы повысить надёжность и живучесть. Так например если в ходе боестолкновений или по какой либо другой причине одна из кабин окажется повреждена, то вторая примет на себя все функции.

Также вторая кабина нужна просто для большей вместительности. Нетрудно догадаться, что для приведения огромной межконтинентальной ракеты в боевую готовность нужен расчёт из нескольких военнослужащих. Их нужно где-то размещать и перевозить, и поэтому две кабины всегда лучше чем одна.

Однако бывают случаи, когда кабины две, но они, как бы это корректно сформулировать, неодинаковые, что ли. В таком случае одну из кабин, в частности правую, сдвигают чуть назад, чтобы у водителя в левой кабине появлялась хоть какая-то обзорность. При такой архитектуре органы управления не дублируются(фото внизу).

Однако помимо ракетовозов в СССР были ещё и тягачи. Они тоже строились на заводе МАЗ. И у некоторых тоже были две кабины, хоть они и не возили ракеты. Перевозили они в основном длиномерные негабаритные грузы.

Но, со временем, две кабины тягачей гражданского назначения стали соединять воедино и, в конце концов, решили делать все же одну большую кабину размещенную над моторным отсеком, как у показанного ниже МАЗ-7907.

18+

от admin