Если внимательно присмотреться к иллюстрациям из европейских позднесредневековых фехтбуков, то вы заметите, что в некоторых сценах у персонажей странным образом вывернуты ноги. Очень странно и почти противоестественно, особенно с точки зрения современного спортивного фехтования, где учат все делать ровно. Вот, самая яркая иллюстрация — один из списков Пауля Гектора Майра, бой на кинжалах:

Обратите внимание: у бойца в зеленом левая нога, выставленная вперед, развернута почти что под 90 градусов, причем влево же, а не вправо. Причем она прямая, с выпрямленным коленом, и является опорной. И развернута при этом на внешнюю сторону. А правая, «задняя», подсогнута в колене и опирается на носочек. А корпус у него при этом занимает… строго фронтальное положение, он левой рукой в горло оппоненту вцепился, а правую, с кинжалом, пытается вырвать из захвата.

Если вы так встанете специально, то, при отсутствии привычки, кое-каких наработанных навыков, очень быстро начнете заваливаться в сторону. Однако позиций таких в старинных трактатах хватает. Например, вот, тот же Майр:

У бойца слева, ведущего атаку в руку противника, в контртемп на вскинутый меч, опять — выставленная вперед нога развернута носком чуть влево. Здесь не так очевидно, потому что… в этом приеме не требуется такой стадии разворота.

А вот Тальхоффер. Хотя нет, вру, Дюрер. Подкрадули на дюссаках.

Обратите внимание — у бойца слева опять выставленная вперед нога чуть развернута наружу, только здесь она правая, и, соответственно, чуть вывернута вправо. Видно по положению коленной чашечки, которая обращена в сторону зрителя. Куда колено, туда и носок, это правило вечно и незыблемо.

И опять Тальхоффер, и опять дюссаки или мессеры:

Боец в коричневом, слева, отчетливо выворачивает выставленную вперед ногу (снова левую) носком наружу, влево, а правую ставит на носок. И положение корпуса опять фронтальное, поскольку бьет он мессером с правой руки!

В общем, продолжать я могу долго, но смысл должен быть понятен. Подобные «выверты» в фехтбуках встречаются очень часто. Просто чаще всего они показаны в начальной, относительно статичной фазе, а в иллюстрации, которую я привел первой, продемонстрирована фаза, которую попытались довести до конца, но… не успели.

Кристобаль Хозевич, то есть боец в черно-красном (на первом арте), успел раньше. Что поделать, бывает. Но атаковал он, судя по всему, из аналогичной позиции.

Что это и зачем это? А это вашему покорному слуге показали как раз на дзёдо, на японском фехтовании палкой (покороче копья, но подлиннее меча).

Это — «скрутка». Это — заворачивание тела хитрым способом в особую пружину, которая на следующем шаге распрямляется, и на шаге задней ногой вперед наносится удар.

Это — динамическая фаза. Так не стоят специально, такое положение занимают буквально на долю секунды перед ударом. Но сохранять в ней устойчивость, «выстаивая» дольше нескольких секунд, учат уже юных «падаванов». Здесь вся фишка в выверенном положении обеих ног, корпуса и бедер.

Причем — как только ты понимаешь, для чего это нужно, ты начинаешь понимать и как правильно в эту позицию встать надо.

В том конкретно упражнении дзёдо это нужно для резкого тычка боевым шестом в солнечное сплетение противника, пока он не подобрался к тебе на расстояние удара мечом. Или в лицо. Или для батмана по мечу противника. Палка дзё подбирается так, чтоб быть длиннее меча хотя бы на 10-15 см.

Кстати, вот вам выше европейское дзёдо, из того же Майра, что примечательно, хват палки у бойца в сине-черных портках — один в один японская техника…

Источник: https://dzen.ru/dnevnik_rolevika

от admin