25+

Танковый шлем как элемент обмундирования танкистов, появился в Первую мировую войну. Тогда, когда на полях сражений появились первые танки. Первые разработки не отличались ни комфортом, ни эффективностью. Танковые шлемы начала 20 века были практически неспособны защитить экипаж ни от осколков, ни от раскаленных брызг металла, максимум на, что они были способны так это на то, что бы защитить голову от ударов о броню, которые танкист мог получить во время сильной тряски при движении машины.

Но во Вторую мировую ситуация немного изменилась, в то время как практически у всех воюющих сторон танкисты имели защитные шлемы или шлемофоны, немецкие танкисты до самого конца войны носили либо обычную пилотку либо берет.

Про берет все же стоит сказать отдельно. У немецких  танкистов он появился в 1934 году, именно тогда была сформирована 1-я танковая дивизия вермахта. А вот на вооружение его приняли только спустя год, в октябре 1935. Изготавливались они из плотного, добротного шерстяного сукна черного цвета, внутри имелась мягкая подкладка и войлочный каркас, которые все же несколько защищали голову танкиста от ударов.

Но вскоре выяснилось, что береты не так удобны как хотелось бы. С беретом было очень неудобно пользоваться танковыми наушниками и в в 1941 году командование вермахта решило заменить береты на обычные пилотки.

И тут встает вопрос-«почему же на пилотки, почему не на полноценный защитный шлем»?  А ответ на удивление прост, немцы справедливо решили, что защитный шлем из стали (других бронематериалов в то время еще не было), по типу пехотного или тех, что использовались в бомбардировочной авиации Люфтваффе, будут просто не способны защитить танкиста от вторичных осколков возникающих при пробитии брони, а лишних полтора-два килограмма на голове, будут только мешать и утомлять экипаж. Который после первого же часа боя, их просто снимет, а в следующий раз постарается припрятать подальше и не одевать их вовсе.

Тогда остается еще один вопрос, как же быть с возможными травмами от ударов о внутреннюю часть брони?  И тут ответ еще более очевиден, дело в том, что боевое отделение немецких танков, особенно «Тигров» и «Пантер» было более просторным по сравнению с аналогичным в советских танках или даже танках союзников. Что же касается танков типа PzKpfw III и PzKpfw IV, в которых боевое отделение было все же не на много просторнее чем в советских танках, практичные немцы, в «местах для удара головой»разместили кожаные подушки.

Но все же,  самым главным фактором меньшего травматизма немецких танкистов было то, что немецкие танки имели гораздо более плавный ход чем танки союзников не говоря уже о советских танках. А если посмотреть на танк PzKpfw V «Пантера», который имел самую лучшую подвеску из всех немецких танков, так тот вообще мог двигаться по пересеченной местности почти как по автобану, потому то и защищать голову от многочисленных ударов о потолок не было никакой нужды.

 

 

25+

от admin