13+


Взгляните на любой немецкий танк периода Второй мировой войны и сравните его с любым другим. Первая вещь, на которую обратит внимание любой внимательный человек – это гусеницы. Строго говоря, расположение катков. Дело в том, что у многих немецких танков они организованы в шахматном порядке. Отсюда закономерный вопрос: зачем?

Когда речь заходит о конструировании машин, то очень часто случается так, что все странное, необычное и с виду непонятное имеет достаточно просто объяснение. Примерно так ситуация обстоит и дизайном подвески немецких танков. В действительности, причин для такого конструкторского решения было несколько, но первая и главная причина – это масса танка. Дело в том, что немецкие «Тигры» и «Пантеры» были довольно тяжелыми.

Просто для сравнения, «Тигры» весили от 56 тонн и более, «Пантеры» около 45 тонн, в то время как американские «Шерманы» и советские Т-34-85 едва перебирались по массе за отметку в 30 тонн. Масса немецкого танка создавала огромное давление на грунт. Для улучшения ходовых параметров немецкие конструкторы придумали простой, но далеко не самый лучший выход (почему, узнаем в конце) – организовать катки на подвеске в шахматном порядке.



Гусеницы немецких танков были шире, чем у танков других армий. Это позволяло компенсировать давление на грунт. Шахматный порядок катков не только значительно лучше распределял массу машины по поверхности, но и увеличивали скорость движения бронемашин по пересеченной местности . Например, «Пантеры» и «Тигры» вполне неплохо справлялись с разбитыми дорогами. При всей своей массе, немецкие танки,вопреки распространенному заблуждению не очень то и вязли в грязи. Иронично, что М4 «Шерман» будучи почти на 20 тонн легче «Пантеры» не мог пройти в тех местах, где проходил германский танк.

Еще одна важная причина – стабилизация орудия. «Пантеры» и «Тигры» использовали очень мощные и точные пушки, что в свою очередь требовало каким либо образом обеспечить их стабилизацию, особенно при попытках стрелять на ходу. Эту проблему также решала шахматная подвеска. Вместо того, чтобы стабилизировать орудие, немцы предпочли стабилизировать танк целиком. Удивительно, но это сработало. К примеру, «Пантера» могла двигаться по относительно пересеченной местности со скоростью до 40 км/ч. И при этом со стороны могло показаться, что танк не едет,а просто «скользит» по земле. К слову сказать это очень положительно сказывалось на работе экипажа,танкисты меньше уставали, да и командиру танка было значительно легче вести наблюдение за полем боя через приборы наблюдения,»картинка»не так сильно прыгала и противника можно было обнаружить на значительно большем расстоянии.

Были и другие мелкие достоинства подобной организации катков.  Но не все оказалось так хорошо, как хотели немецкие инженеры. Суровая фронтовая реальность внесла свои поправки. Пускай танки не тонули в грязи и плавно двигались, однако хочешь, не хочешь, снег и грязь неизбежно налипали на катки. Со временем это могло стать причиной остановки всей машины. Чистить шахматные катки для немецких танкистов было «любимым» неблагодарным, но жизненно необходимым занятием на восточном фронте.

Наконец, такая подвеска для танка была намного дороже в производстве и сложнее в техническом обслуживании.

Источник: https://novate.ru, отредактировано ЕНОТОМ

13+

от admin