Чаще всего знакомый значок можно увидеть в носовой части летательного аппарата, а также на его хвосте. Сразу испортим интригу: данный символ действительно является тем, чем кажется и обозначает источник радиоактивной угрозы. Справедливости ради стоит отметить, что хоть сколь-нибудь серьезного радиационного загрязнения ни самолет, ни вертолет, ни один из агрегатов летательного аппарата дать не способен. И все-таки, во время работы от самолетов и вертолетов исходит, пускай и совсем небольшое, но бета-излучение.
Что касается непосредственно радиоактивной опасности, то стоит напомнить о том, что бета-излучение имеет намного меньшую степень проникновения по сравнению со смертоносным гамма-излучением. При этом проникающая способность бета-лучей существенно выше, чем у альфа-лучей.
Значительные дозы «бета» могут стать причиной радиоактивных ожогов (как наружных, так и внутренних). Бета-лучи полностью поглощаются несколькими метрами воздуха или 1-3 мм алюминия. Таким образом, на расстоянии в десяток метров источник излучения (например, самолет) будет вполне безопасен для окружающих.
Так что же излучает в самолете бета-лучи? И почему лучше не стоять рядом с нарисованным значком радиации? Виновником нанесения маркировки является радиоизотопный датчик обледенения. Это автоматизированное устройство, которое контролирует степень обледенения машины при помощи бета-лучей. Если они перестают проходить, датчик автоматически активирует антиобледенительную систему.
Сегодня радиоизотопные датчики считаются устаревшей технологией. От них постепенно отказываются в военной авиации, отдавая предпочтение другим, более точным измерительным приборам.
Источник: https://novate.ru/