7+

80 лет назад, 15 декабря 1941 года, впервые поднялся в воздух первый серийный экземпляр самолета под индексом «103С», через несколько месяцев переименованного в Ту-2 в честь его разработчика Андрея Туполева. По оценкам большинства историков авиации этот самолет, спроектированный в тюремной «шараге», был лучшим советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны и одним из лучших в мире.

Однако в следующем году на новом омском авиазаводе №166 было выпущено всего 79 экземпляров машины. А затем, в начале октября, был издан явно ошибочный и необоснованный приказ Государственного Комитета обороны о приостановке выпуска Ту-2 и о запуске вместо него в серию на 166-м заводе истребителей Як-9, несмотря на то что технология производства «яков» коренным образом отличалась от технологии выпуска Ту-2, под который, собственно, и был построен завод.

Постройку Ту-2 возобновили только в конце 1943 года на московском авиазаводе №23, где до конца года успели собрать всего 16 машин, а в следующем году — еще 378. Первая бомбардировочная авиадивизия на Ту-2 в составе трех полков была сформирована летом 1944-го и впервые приняла участие в боях в июле, в ходе операции «Багратион».

А тем временем огромными тиражами выпускался гораздо менее удачный эрзац-бомбардировщик Пе-2, отличавшийся тяжелым управлением, высокой аварийностью и смехотворно низкой для многоместной двухмоторной машины боевой нагрузкой.

Если Ту-2 без проблем поднимал две тонны бомб, то у Пе-2 максимальная боевая нагрузка составляла всего одну тонну, но из-за сложности управления с такой нагрузкой могли летать только самые опытные пилоты, а подавляющее большинство экипажей брало на борт не более 500-700 кг. Вдобавок, Ту-2 мог носить тяжелые бомбы массой в тонну, а Пе-2 не мог. Дальность полета Пе-2 не превышала 1200 км, а Ту-2 летали на 2000 км. Стрелковое вооружение Ту-2 было гораздо более мощным — две пушки и три крупнокалиберных пулемета против трех пулеметов (из них один крупнокалиберный) на Пе-2.

В общем, Ту-2, как минимум, вдвое превосходил Пе-2 по боевой эффективности, тем не менее, Пе-2 строился огромными тиражами, а Ту-2 — в ничтожных количествах. В 1942 году было сделано 2392 «пешки», в 1943 — 2428, а в 1944 — 2944. А Ту-2 за тот же трехлетний период склепали всего 472 штуки, из них более половины — во втором полугодии 1944 года. Найти этому логическое объяснение довольно сложно, впрочем, как и многим другим действиям сталинского руководства, причем — не только в авиации.

ЛТХ:

Размах крыла, м   18.86
Длина, м   13.80
Высота, м   4.13
Площадь крыла, м2   48.52
Масса, кг  
  пустого самолета   7601
  нормальная взлетная   10538
  максимальная взлетная   11768
Топливо, л   2200
Тип двигателя   2 ПД Швецов АШ-82
Мощность, л.с.   2 х 1850
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   444
  на высоте   521
Практическая дальность, км   2020
Скороподъемность, м/мин   490
Практический потолок, м   9000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   две 20-мм пушки ШВАК ,
три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
10 реактивных орудий для снарядов РС-132
бомбовая нагрузка нормально — 1000 кг,
максимально — 2000 кг, в перегрузку — 3000 кг

Автор: Вячеслав Кондратьев

Источники:

https://vikond65.livejournal.com/

http://airwar.ru/

7+

от admin