3+

Сегодня ПТУР (противотанковые управляемые ракеты) вполне привычное стандартное вооружение. Однако, мало кто знает, что первые ПТУР, наряду с первыми ПЗРК и РПГ, создали и испытали  немцы ещё в конце Второй мировой войны. Собственно, об этой, самой первой управляемой ракете сегодня и поговорим.

Разработкой управляемых противотанковых ракет Управление вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt, HWaA) занялось по предложению фирмы BMW еще в 1941 году. Уже в 1942 году работы были приостановлены, так как на фронте для немецкой армии ситуация была достаточно благоприятная, а также по распоряжению Гитлера финансировать только те военные проекты, которые потенциально могут быть быстро завершены и применены на передовой. В итоге работы над ракетами продолжились только в конце войны. Первые экземпляры ПТУР X-7 «Rotkäppchen» (Красная шапочка) были изготовлены в сентябре 1944. Толчком для возобновления замороженного проекта была разработка ракетного двигателя доктором Максом Крамером (Max Kramer) из исследовательского института авиации. Твердотопливный двигатель WAGAS был им разработан для авиационных ракет, но после удачных испытаний двигатель решили применить к нескольким другим замороженным проектам, в том числе и X-7.

Ракета представляла из себя  кумулятивный снаряд с ракетным двигателем, крыльями обратной стреловидности и системой управления по проводам. Длина ракеты 95 см, вес около 9 килограммов. Сам ракетный двигатель располагался в корпусе вместе с боевым зарядом, крылья, помимо своей основной функции, выполняли роль держателей модулей проводной системы управления, провода выходили из задней части модулей на концах крыльев, сверху на корпусе крепился хвост с маркером управления. Направление движения ракеты менялось за счет интерцетора на хвостовом стабилизаторе ракеты.

Порядок стрельбы был следующим: ракета размещалась на рельсовых направляющих и станине, оператор, наблюдая цель в  прицел, запускал стартовый пороховой ускоритель, который отсоединялся в полете, далее оператор, при помощи джойстика наводил ракету на цель, примерно так же как это в последствии делалось на советской ПТУР «Малютка». Также испытывался и полуавтоматический способ наведения, при котором от оператора требовалось только удерживать перекрестие прицела на цели, электромагнитные датчики прицела передавали сигнал ракете по  проводам, и ракета уже сама наводилась в точку прицеливания.  Заряд ракеты способен был уничтожить любой танк того времени. Рассматривали вариант установки этих ракет на башню танка «Королевский Тигр», но ограничились наземным вариантом.

Испытания ракеты провели 21 сентября 1944 года на полигоне Зеннелагер. В испытательных пусках участвовали 7 ракет, первые 4 ракеты упали на землю и разбились, еще две ракеты взорвались в воздухе на подлете к цели, и последняя ракета пролетела расстояние 500 метров и успешно поразила танк. Но удачное испытание одной из семи ракет не означало скорое принятие ее на вооружение, работы и испытательные запуски продолжались до апреля 1945 года. Упоминаний о применении ракет против реальных целей нет, только противоречивые слухи. Некоторые считают, что воспоминания событий августа 1944 года В.И. Чуйкова в своей книге «Гвардейцы Сталинграда идут на запад», где он описывает атаку на советские наступающие танки необычных «противотанковых торпед», управляемых по проводам, относятся к тем самым немецким ПТУР, но на мой взгляд Чуйков описывал действия немецких самоходных мин «Голиаф», их тоже в документальных отчетах именуют «торпедами». Данных ракет было изготовлено около 300 штук, и все они попали в руки союзников, оказав влияние на разработку ими ПТУР NORD SS-10. Однако, есть мнение, что часть ракет попала на стол советских специалистов, так как было 2 завода, изготавливавших эти ракеты, в городах Бракведе и Нойбранденбург, последний из которых был захвачен войсками Красной армии.

  • Длина — 0,758 м
  • Диаметр корпуса — 0,14 м
  • Размах оперения (крыла) — 0,6 м
  • Снаряжённая масса ракеты — 9,0 кг
  • Масса ракеты на пусковом станке — (9,0 + 15,0) = 24,0 кг
  • Напряжение стартовой электробатареи — 300 Вольт
  • Масса кумулятивной боевой части — 2,5 кг
  • Время работы первой ступени (тяга 68 кгс) − 2,5 с
  • Время работы второй ступени (тяга 5,5 кгс) − 8,5 с
  • Максимальная скорость — 98 м/c. (по другим данным 300 км/ч., или 83,3 м/c в среднем)
  • Дальность действия макс. — 1200 м (1500—2000 м)
  • Бронепробиваемость — 200 мм

Источник:https://vk.com/ognestrelny_mir

3+

от admin