6+
Этот, вероятно, самый красивый одномоторный японский бомбардировщик периода Второй мировой войны, созданный первым авиационным арсеналом Японского императорского флота под руководством главного инженера Масао Ямана. Первый полет D4Y1 совершил в декабре 1940 года. Характеристики, продемонстрированные самолетом во время летных испытаний, превзошли технические требования. Самолеты D4Y были хорошо встречены в войсках, летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость.
 
В начале 1937 года посетившие Германию представители императорского Военно-морского флота Японии купили лицензию на производство самолета Хейнкель Не-118, проигравшего конкурс на пикирующий бомбардировщик люфтвафее, который японцы планировали приспособить для действий с авианосцев. Вместе с лицензией был приобретен опытный Не-118 V4. Он был доставлен в Японию, переименован в DXHel и в 1938 подвергнут испытаниям. Немецкая машина оказалась слишком тяжелой для палубного самолета, к тому же во время одного из полетов она разрушилась в воздухе, поэтому от планов ее серийного производства отказались.
 
Но характеристики Не 118 произвели большое впечатление, и на их основании в конце 1938 года была разработана спецификация 13-Си на двухместный пикирующий бомбардировщик обладающий максимальной скоростью 518 км/ч, крейсерской — 420 км/ч, дальностью полета 1480 км с бомбой массой 250 кг и 2200 км — без бомбовой нагрузки. Специально оговаривалось, что новый самолет должен допускать возможность эксплуатации на малых авианосцах и иметь размеры меньшие, чем Не-118.
Конкурса на создание нового палубного пикировщика не объявлялось — задание было поручено 1-му авиационному арсеналу ВМФ в Йокосуке. Возглавляемые главным инженером Macao Ямана конструкторы арсенала спроектировали один из самых лучших одномоторных бомбардировщиков второй мировой войны D4Y1. Он отличался небольшими размерами (размах крыла всего 11,5 м), но в то же время он мог брать столько же топлива, что и гораздо больший по габаритам D3A. Кроме того, D4Y1 имел внутренний бомбоотсек, в котором могла поместится бомба массой 500 кг — большой шаг вперед по сравнению с Не-118, который все свои бомбы мог нести только на внешней подвеске. Еще две 30-кг бомбы можно было подвесить под крыло. Для снижения скорости при пикировании самолет был оснащен управляемыми с помощью электропривода тормозными щитками.
 
Электрическое управление имели также стойки шасси. Вооружение D4Y1 осталось таким же, как у D3A1: два синхронизированных 7,7-мм пулемета Тип 97 и один подвижный 7,92-мм пулемет Тип I для защиты задней полусферы. В качестве силовой установки планировалось использовать 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1175 л.с., который представлял собой лицензионный вариант двигателя Даймлер-Венц DB 601А. Однако поскольку к моменту постройки первого прототипа ни один из таких моторов готов не был, на него пришлось установить приобретенный в Германии 960-сильный двигатель Даймлер-Беснц DB 600G.
 
Первый полет D4Y1 совершил в декабре 1940 года. Продемонстрированные самолетом в ходе летных испытаний характеристики превзошли требования, сформулированные в спецификации 13-Си. А управляемость самолета была вообще выше всяких похвал. Положительная оценка, данная самолету, а также приближающаяся война повлияли на принятие решения об ускорении программы летных испытаний и изготовлении еще четырех опытных образцов, которые и были построены в течение 1941 года.
 
Одновременно были начаты работы по подготовке к серийному выпуску, который планировалось развернуть на заводе фирмы «Аичи» в Эитоку — арсенал необходимыми мощностями не располагал. Однако быстро запустить D4Y1 в производство не удалось. Во время выполнения испытательного бомбометания с пикирования выявится самый большой недостаток самолета — сильная вибрации крыла при пикировании, которая могла привести к разрушению главных лонжеронов.
 
В связи с этим приготовления к производству, начатые фирмой «Аичи» были приостановлены, а разработчики получили задачу усилить конструкцию крыла. Но поскольку к этому времени машины предсерийной партии, на которые планировалось установить двигатели Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. были практически построены, их было решено закончить в варианте палубных разведчиков. Они были оснащены фотокамерами К-8 и получили официальное обозначение «Палубный разведчик Тип 2 «Сусей» (Комета) Модель 11″ (D-1V1-C Модель 11), На самолетах при этом сохранили стрелковое вооружение, но бомбодержатели были сняты.

Модификации японского самолета второй мировой войны D4Y

  • D4Y1 Модель 11 — первая серийная модификация с двигателем жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. До марта 1943 года самолеты выпускались в варианте палубного разведчика D4Y1-C (построено 25 машин), а после того, как разработчики усилили конструкцию главного лонжерона крыла и доработали аэродинамические тормоза, параллельно с разведчиками начни производиться палубные пикирующие бомбардировщики D4Y1. До марта 1944 года из сборочных цехов завода фирмы «Аичи» в Эитоку вышло 589 самолетов D4Y1 и D4V1-C, подавляющее большинство из них составляли бомбардировщики.
  • D4Y2 Модель 12 — вторая серийная модификация, выпускавшаяся с апреля 1944 года не только в Эитоку (здесь до августа 1944 года было изготовлено 326 машин), но и на заводе 11-го авиационного арсенала в Хиро. Самолеты модификации D4Y2 отличались от предшественников более мощными двигателями Ацута 32 (1400 л.с.) и увеличенным с 1070 до 1660 литров объемом топливных баков. Кроме базового варианта производились самолеты вариантов D4Y2a Модель 12А (на них вместо подвижного 7,7-мм пулемета Тип 1 был установлен 13-мм пулемет Тип 2) и D4Y2-C Модель 12 (палубный разведчик). Кроме того, некоторое количество самолетов вариантов D4Y2 и D4Y2a было оснащено устройствами для запуска с катапульт (они получили обозначение D4Y2 KAI Модель 22 и D4Y2a KAI Модель 22А), а на заводе в Хиро небольшое число построенных там бомбардировщиков D4Y2 было переделано в ночные истребители D4Y2-S. При этом все бомбардировочное и авианосное оборудование снималось, а для стрельбы вперед и вверх за креслом пилота вместо кресла стрелка-радиста под углом 30 градусов монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость самолетов модификации D4Y2 возросла до 580 км/ч, что являлось хорошим показателем бомбардировщика и ночного истребителя. Правда, в последнем качестве эффективность «Сусея» была невелика из-за недостаточной скороподъемности: даже если летчик обнаруживал цель, он часто не успевал занят, позицию для атаки.
  • D4Y3 Модель 33 — модификация с двигателем воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1560 л.с, которая производилась с мая 1944 по февраль 1945 года (за это время на заводе «Аичи» было построено 536 машин этой модификации, кроме того, небольшое число D4Y2 было выпущено в Хиро. Установка нового мотора привела к увеличению аэродинамического сопротивления самолета и, как следствие, к некоторому снижению максимальной скорости (до 571 км/ч) по это компенсировалось гораздо более высокой по сравнению с двигателем Ацута надежностью. Самолеты с 13-мм пулеметом задней огневой точки получили обозначение D4Y3a Moдель 55А. Последние серийные самолеты оснащались тремя стартовыми ракетными ускорителями — для взлета с максимальной нагрузкой с палуб небольших авианосцев и полевых аэродромов.
  • D4Y4 Модель 43 — последняя серийная модификация «Суceя», производившаяся с февраля 1945 года до конца войны (было выпущено 296 таких машин). Самолеты этой модификации оснащались двигателями Кинсей 62 и предназначались для использования летчиками-камикадзе Для этого экипаж был сокращен до одного человека что позволило брать на борт одну 800-кг бомбу, которая помещалась в бомбоотсек в полуутопленном положении.
  • DY5 Модель 54 — вариант под двигатель воздушного охлаждения Накадзима Хомаре 12 мощностью 1825 л.с. На самолеты этой модификации (их производство планировали развернуть в конце 1945 года) предполагалось установить бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, однако до конца войны японцы успели изготовить только один опытный D4Y5. До летных испытаний дело не дошло.

Самолеты D4Y были тепло встречены в войсках. Летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость По большому счету, их единственным серьезным недостатком было использование непротектированных топливных баков и отсутствие бронезащиты экипажа, но это было «ахиллесовой пятой» большинства японских самолетов периода второй мировой войны. Появись на пару лет раньше, «Сусей», получившие у союзников кодовое имя «Джуди», безусловно добились бы больших успехов. Однако в условиях, когда противник обладал господством в воздухе, а большинство авианосцев императорского военно-морского флота было потеряно, рассчитывать на то, что новый самолет сможет хоть как то изменить ход войны не стоило и мечтать. Поэтому проявить себя пикирующие бомбардировщики D4Y, даже несмотря на очень высокие характеристики, во многом превосходившие показатели основного американского палубного пикировщика Кертисс SB2С «Хэллдайвер», так и не смогли. К тому же и выпущено их было относительно немного — 2038 экземпляров.

Модель
D4Y2
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
11,50
Длина, м
10,.20
Высота, м
3,75
Площадь крыла, м2
23,60
Крейсерская скорость, км/ч
425
Максимальная скорость, км/ч
579
Потолок, м
10700
Боевая дальность, км
1520/2390(двумя ПТБ)
Вес, пустого, кг
2640
Вес, взлетный, кг
3840
Вес, максимальный, кг
нет данных
Двигатели
1 ПД Aichi AE1P Atsuta 32
Мощность, л.с.
1 х 1400
Вооружение, пулеметы
2х7.7-мм синхронных пулемета Тип 97 над капотом (по 400 патронов),
1х7.7-мм пулемет Тип 92 (6х97 патронов)
Вооружение, бомбы
500 кг + 2х30 кг под крылом

Источники:

  • http://pro-samolet.ru/
  • http://www.airwar.ru/
  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Андрей Харук. Комета, несущая смерть.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Famous Airplanes 69. Navy carrier dive bomber «Suisei».
6+

от admin