Модификации японского самолета второй мировой войны D4Y
-
D4Y1 Модель 11 — первая серийная модификация с двигателем жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. До марта 1943 года самолеты выпускались в варианте палубного разведчика D4Y1-C (построено 25 машин), а после того, как разработчики усилили конструкцию главного лонжерона крыла и доработали аэродинамические тормоза, параллельно с разведчиками начни производиться палубные пикирующие бомбардировщики D4Y1. До марта 1944 года из сборочных цехов завода фирмы «Аичи» в Эитоку вышло 589 самолетов D4Y1 и D4V1-C, подавляющее большинство из них составляли бомбардировщики.
-
D4Y2 Модель 12 — вторая серийная модификация, выпускавшаяся с апреля 1944 года не только в Эитоку (здесь до августа 1944 года было изготовлено 326 машин), но и на заводе 11-го авиационного арсенала в Хиро. Самолеты модификации D4Y2 отличались от предшественников более мощными двигателями Ацута 32 (1400 л.с.) и увеличенным с 1070 до 1660 литров объемом топливных баков. Кроме базового варианта производились самолеты вариантов D4Y2a Модель 12А (на них вместо подвижного 7,7-мм пулемета Тип 1 был установлен 13-мм пулемет Тип 2) и D4Y2-C Модель 12 (палубный разведчик). Кроме того, некоторое количество самолетов вариантов D4Y2 и D4Y2a было оснащено устройствами для запуска с катапульт (они получили обозначение D4Y2 KAI Модель 22 и D4Y2a KAI Модель 22А), а на заводе в Хиро небольшое число построенных там бомбардировщиков D4Y2 было переделано в ночные истребители D4Y2-S. При этом все бомбардировочное и авианосное оборудование снималось, а для стрельбы вперед и вверх за креслом пилота вместо кресла стрелка-радиста под углом 30 градусов монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость самолетов модификации D4Y2 возросла до 580 км/ч, что являлось хорошим показателем бомбардировщика и ночного истребителя. Правда, в последнем качестве эффективность «Сусея» была невелика из-за недостаточной скороподъемности: даже если летчик обнаруживал цель, он часто не успевал занят, позицию для атаки.
-
D4Y3 Модель 33 — модификация с двигателем воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1560 л.с, которая производилась с мая 1944 по февраль 1945 года (за это время на заводе «Аичи» было построено 536 машин этой модификации, кроме того, небольшое число D4Y2 было выпущено в Хиро. Установка нового мотора привела к увеличению аэродинамического сопротивления самолета и, как следствие, к некоторому снижению максимальной скорости (до 571 км/ч) по это компенсировалось гораздо более высокой по сравнению с двигателем Ацута надежностью. Самолеты с 13-мм пулеметом задней огневой точки получили обозначение D4Y3a Moдель 55А. Последние серийные самолеты оснащались тремя стартовыми ракетными ускорителями — для взлета с максимальной нагрузкой с палуб небольших авианосцев и полевых аэродромов.
-
D4Y4 Модель 43 — последняя серийная модификация «Суceя», производившаяся с февраля 1945 года до конца войны (было выпущено 296 таких машин). Самолеты этой модификации оснащались двигателями Кинсей 62 и предназначались для использования летчиками-камикадзе Для этого экипаж был сокращен до одного человека что позволило брать на борт одну 800-кг бомбу, которая помещалась в бомбоотсек в полуутопленном положении.
-
DY5 Модель 54 — вариант под двигатель воздушного охлаждения Накадзима Хомаре 12 мощностью 1825 л.с. На самолеты этой модификации (их производство планировали развернуть в конце 1945 года) предполагалось установить бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, однако до конца войны японцы успели изготовить только один опытный D4Y5. До летных испытаний дело не дошло.
Самолеты D4Y были тепло встречены в войсках. Летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость По большому счету, их единственным серьезным недостатком было использование непротектированных топливных баков и отсутствие бронезащиты экипажа, но это было «ахиллесовой пятой» большинства японских самолетов периода второй мировой войны. Появись на пару лет раньше, «Сусей», получившие у союзников кодовое имя «Джуди», безусловно добились бы больших успехов. Однако в условиях, когда противник обладал господством в воздухе, а большинство авианосцев императорского военно-морского флота было потеряно, рассчитывать на то, что новый самолет сможет хоть как то изменить ход войны не стоило и мечтать. Поэтому проявить себя пикирующие бомбардировщики D4Y, даже несмотря на очень высокие характеристики, во многом превосходившие показатели основного американского палубного пикировщика Кертисс SB2С «Хэллдайвер», так и не смогли. К тому же и выпущено их было относительно немного — 2038 экземпляров.
Модель
|
D4Y2
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
11,50
|
Длина, м
|
10,.20
|
Высота, м
|
3,75
|
Площадь крыла, м2
|
23,60
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
425
|
Максимальная скорость, км/ч
|
579
|
Потолок, м
|
10700
|
Боевая дальность, км
|
1520/2390(двумя ПТБ)
|
Вес, пустого, кг
|
2640
|
Вес, взлетный, кг
|
3840
|
Вес, максимальный, кг
|
нет данных
|
Двигатели
|
1 ПД Aichi AE1P Atsuta 32
|
Мощность, л.с.
|
1 х 1400
|
Вооружение, пулеметы
|
2х7.7-мм синхронных пулемета Тип 97 над капотом (по 400 патронов),
1х7.7-мм пулемет Тип 92 (6х97 патронов) |
Вооружение, бомбы
|
500 кг + 2х30 кг под крылом
|
Источники:
- http://pro-samolet.ru/
- http://www.airwar.ru/
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Андрей Харук. Комета, несущая смерть.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Famous Airplanes 69. Navy carrier dive bomber «Suisei».