4+

Проект двухмоторного палубного истребителя Tigercat(Тигровая кошка, Оцелот) был разработан Дином Хаттоном и Робертом Холлом. Первоначально он предназначался для армейских ВВС США и имел индекс Р-65, но в связи с большой загрузкой фирмы «Грумман» работами по палубным самолетам, данный проект был в 1941 г. аннулирован в пользу локхидовского истребителя Р-38 «Лайтнинг». В ходе НИОКР были применены технические и технологические наработки, полученные при проектировании двухмоторного легкого истребителя Грумман «Скайрокет».

Наработки по Р-65 легли в основу проекта перспективного тяжелого истребителя, который предстояло создать в рамках новой идеологии состава истребительных авиакрыльев для авианосцев типа «Эссекс», начавших поступать в состав ВМС США с 1943 г. Согласно этой доктрине, тяжелые самолеты с большой скоростью, сильно вооруженные и имеющие большой радиус действия, должны были обеспечивать прикрытие ударных авиагрупп и завоевание превосходства в воздухе над территорией противника, в то время, как легкие маневренные истребители с умеренной скоростью и небольшой дальностью полета были призваны обеспечить «зонтик» ПВО собственного корабля и эскадры. Начиная с 1941 г., шла разработка тяжелого палубного истребителя, получившего фирменный индекс G-51.

В целях повышения надежности, на G-51 также применили двухдвигательную схему. Но в целом самолет получился совершенно новый, имеющий со «Скайрокетом» очень мало общего. Требование радикального увеличения дальности полета при использовании двух весьма прожорливых «двойных звезд» потребовало многократного увеличения емкости топливных баков. В результате размеры планера также возросли. Многие технологические приемы и конструктивные элементы были заимствованы с минимальными изменениями с создававшегося параллельно истребителя «Хеллкэт», в частности, кабина экипажа, конструкция хвостовой балки, хвостового оперения и элементов крыла. Для улучшения обзора вперед на взлете и посадке, а также для упрощения пилотирования на этих режимах было решено применить шасси с носовой стойкой. Самолет имел беспрецедентно мощное ствольное вооружение — четыре 20-мм пушки с боекомплектом в 150 снарядов на ствол и четыре 12.7-мм пулемета с 320 патронами на ствол. Пулеметы размещались в носовом конусе фюзеляжа, пушки — в корневой части крыла, вне дисков винтов. В ходе разработки проект самолета претерпел значительные изменения: по результатом продувок моделей в аэродинамической трубе из среднеплана он сделался высокопланом, в то время как мотогондолы, чьи оси первоначально находились в плоскости крыла, опустили вниз.

 

ВМС проявили крайнюю заинтересованность в самолете, последовал заказ на два прототипа, и 2 декабря 1943 г. опытный истребитель, получивший флотский индекс ХF7F-1 и имя «Тайгеркэт», управляемый Бобом Холлом, совершил первый полет с заводского аэродрома в г. Бетпэйдж. В ходе испытаний был выявлен целый ряд недостатков конструкции, некоторые из них оказались критичными. В частности, самолет неудовлетворительно управлялся при одном выключенном моторе, был склонен к плоскому штопору, а конструкция Y-образного посадочного крюка оказалась неудачной, вследствие чего самолет практически не мог эксплуатироваться с палубы. Двигатели сильно перегревались. К чести конструкторов фирмы «Грумман», большинство недостатков было оперативно устранено. К апрелю следующего года, еще до окончания летных испытаний, на серийном заводе «Груммана» все было готово к запуску самолета в серию. В апреле 1945 г. самолет прошел цикл испытаний на палубе авианосца «Энтиетам», по результатам которых было принято решение отказаться от эксплуатации самолета с палубы. Все «Тайгеркэты» поступили на вооружение Корпуса морской пехоты, а высвободившиеся истребители «Корсар», ранее летавшие в КМП, были переданы в авиакрылья авианосцев.

 

До конца войны было построено чуть более сотни «Тайгеркэтов» трех моделей: F7F-1 — дневной одноместный истребитель, F7F-2 — одноместный истребитель и двухместный учебно — боевой самолет с кабиной инструктора, расположенной в гаргроте, и F7F-3 — одноместный дневной и двухместный ночной истребитель с РЛС AN/APS-6 в носовой части фюзеляжа (вместо пулеметной батареи). Второй член экипажа — оператор РЛС — располагался в гаргроте, в кабине с прозрачным фонарем, выполненным заподлицо с верхней обшивкой гаргрота. В дневном одноместном варианте на месте второй кабины располагался топливный бак. Было построено 66 машин, которые по окончании войны были переделаны в носители беспилотных летающих мишеней.

С марта 1945 г. по июль 1946 г. были выпущены 250 экземпляров самолета следующей модели, F7F-3, который отличался усиленной конструкцией крыла, увеличенной площадью и высотой киля, а также форсированными двигателями Пратт-Уитни R-2800-34W. Взлетная масса машины возросла до 8960 кг. Самолет имел ряд вариантов: одноместный дневной истребитель (построено около 80 экземпляров); ночной бомбардировщик F7F-3E, оснащенный РЛС (3 экземпляра); невооруженный двухместный разведчик F7F-3P с фотокамерами в хвостовой части фюзеляжа (61 экземпляр); носитель радиоуправляемых мишеней F7F-3K (переоборудован, как минимум, один самолет). Самым массовым из «троек» и наиболее многочисленным из всего семейства «Тайгеркэтов» стал ночной истребитель F7F-3N (106 машин). В его носовой части размещалась РЛС, экипаж состоял из двух человек, а вооружение — только из крыльевых пушек.

 

Переподготовка летчиков для нового самолета затянулась, так как пересесть с «Хеллкэта» или «Корсара» на «Тайгеркэт» массой 8 тонн было весьма проблематично даже для опытных летчиков. Поэтому во Второй Мировой войне самолет так и не принял участия: первая эскадрилья ночных истребителей Корпуса морской пехоты США прибыла на о. Окинава за день до окончания боевых действий. После подписания капитуляции самолеты патрулировали воздушное пространство над железной дорогой в континентальном Китае, по которой перевозились пленные японцы.

По окончании мировой войны «Тайгеркэты» некоторое время использовались на береговых базах, в основном, в учебных целях, для подготовки летчиков к полетам на тяжелых машинах с носовой опорой шасси. Самолеты первой модели были сняты с производства ввиду своей моральной устарелости – вскоре после войны флот США начал переходить на реактивную технику. Ночные истребители в чисто сухопутном варианте, выпускались до ноября 1946 г. Эти машины, принадлежавшие Корпусу морской пехоты, принимали участие в Корейской войне, где имели большой успех. Их основной задачей была штурмовка. Кроме того, ночные истребители активно привлекались к охоте на северокорейские легкие бомбардировщики По-2 и к эскортированию бомбардировщиков В-29. «Тайгеркэты» воевали в Корее с 1950 по конец 1952 г., когда им на смену пришли реактивные ночные истребители «Скайнайт». «Тайгеркэты» были выведены в резерв в 1956 г., после чего вскоре были пущены на металлолом либо проданы в частное владение. Несколько самолетов этого типа использовалось в качестве противопожарных вплоть до середины 1980-х годов. В настоящее время несколько самолетов этого типа летает в качестве спортивных.

 

Варианты.

F7F-1 — дневной одноместный палубный тяжелый истребитель.

F7F-2 — одно- и двухместный истребитель, ночной истребитель с РЛС и УБС.

F7F-3 — истребитель с усиленной конструкцией планера.

F7F-3N — ночной двухместный тяжелый истребитель.

Техническое описание самолета F7F-1.

Самолет «Тайгеркэт» представлял собою одноместный двухдвигательный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан.

 

Фюзеляж — полумонокок с толстой работающей обшивкой. Конструктивно состоит из трех частей. В носовой части расположена четырехпулеметная батарея с боекомплектом, а также колодец носовой стойки шасси. В средней части фюзеляжа располагалась кабина летчика, имевшая бронеспинку, передний экран, бронеподдон и бронестекло в козырьке фонаря. Фонарь для входа и выхода летчика сдвигался назад. За бронеспинкой располагались протектированные бензобаки, радиостанция, а также кислородное и противопожарное оборудование. За фонарем кабины в верхней части фюзеляжа имелась радиомачта. Хвостовая балка была пустотелой, ее верхняя часть образовывала форкиль. Вертикальное оперение выполнялось зацело с хвостовой балкой и имело двухлонжеронную конструкцию. В нижней части балки располагался массивный стальной лонжерон, к которому крепился посадочный крюк — «жало» с гидравлическим приводом отклонения.

Крыло — двухлонжеронное с задним дополнительным лонжероном. Примерно на полуразмахе находятся мотогондолы, имеющие довольно большое удлинение. Механизация крыла состоит из четырех секций закрылков. В носке расположены четыре масляных радиатора с индивидуальными воздухозаборниками овального сечения. Между главнымии лонжеронами нескладывающейся части крыла расположено два топливных бака — кессона. В корне крыла располагаются пушки и отсеки боекомплекта. Консоли имеют узлы складывания. Складывание осуществляется гидравлически.

Горизонтальное оперение — однолонжеронное, с усиленным носком. Рули высоты и элероны имеют металлическую обшивку, руль направления — полотняную. Во всех каналах управления имеются отклоняемые в полете триммеры, на элеронах — еще и отгибные пластины.

Шасси — с носовой опорой. Все стойки — консольной схемы, убираются гидравлически, разворотом назад в фюзеляж (носовая) и в мотогондолы (основные). Все стойки — одноколесные, на носовой имеется демпфер шимми. Хвостовой пяты самолет не имеет.

Силовая установка — 18-цилиндровые двухрядные звездообразные двигатели воздушного охлаждения Пратт-Уитни R-2800-27 «Дабл Уосп» мощностью по 2 100 л. с. с трехлопастными винтами постоянного числа оборотов Гамильтон Стэндард «Хайдроматик».

Вооружение — четыре 20-мм пушки Темко-Форд Мк.12 с боекомплектом в 150 снарядов на ствол и четыре 12.7-мм пулемета Браунинг М-2 с боекомплектом в 320 патронов на ствол. Под складными частями консолей можно было подвешивать восемь НАР HVAR (калибр 127 мм) или три крупных «Тайни Тим» (калибр 298 мм). Возможна подвеска двух бомб по 454 кг под крылом, или одной 907 кг — под фюзеляжем. В комплект подвесного вооружения входила торпеда Мк.13-3, а также морские мины.

 

Источники:

https://zen.yandex.ru/id/5e853a15e76e9e2043c83a40

http://www.airwar.ru/

Альтернативная История — крупнейший блог рунета

Авиация и Космонавтика. Всеволод Катков. «Котяра» фирмы Грумман

Aerofiles.com. Grumman

William Green, Gordon Swanborough. US Navy and Marine Corps Fighters

Squadron/Signal. W.E. Scarborought. F7F Tigercat in Action

Monografie Lotnicze. Adam Jarski. Grumman F7F Tigercat

HPM. Ivo Pejcoch. Grumman F7F Tigercat

4+

от admin