2+

Как и многие истребители Второй мировой войны Р-38 крайне часто привлекали к нанесению бомбово-штурмовых ударов. Но если другие машины в сущности оставались теми же дистроерами только с оборудованием для подвески до тонны бомб, Лайтинги подверглись более крупныму переоборудованию. В принципе это не удивительно эта двухмоторная машина имела бомбовую нагрузку до 2 тонн, что равнялось подобному показателю ранних вариантов тяжелого бомбовоза B-17 и английскому самолету de Havilland Mosquito Mk B XVI. После сбрасывания бомб P-38J мог постоять за себя в воздушном бою и не нуждался в истребительном прикрытии. Кроме того, экипаж Лайтнинга состоял всего из одного пилота, в то время как на среднем бомбардировщике летали и рисковали жизнью 5 — 7 человек.

Наконец, Р-38 даже с наружной подвеской бомб был относительно скоростным самолетом, перехват которого значительно труднее.

Эти аргументы впервые были сформулированы двумя офицерами штаба 8-х ВВС США в Европе — полковниками К. Хау и Д. Острандером. Только «достойному» применению своей нагрузки мешало отсутствие прицельно-навигационного оборудования, а это требовало второго члена экипажа. Хау и Острандер предложили переоборудовать часть «Лайтнингов» в самолеты-лидеры. На этих машинах следовало снять стрелково-пушечное вооружение, а в освободившемся носовом отсеке центральной гондолы организовать рабочее место для штурмана-бомбардира, снабдив его бомбардировочным прицелом «Норден».

Предложение было принято. На заводе дочерней фирмы «Локхид оверсиз корпорейшн» в Ленгфорд Лодж (Северная Ирландия) изготовили деревянный макет носовой части гондолы с кабиной бомбардира. Затем его смонтировали на одном из самолетов Р-38Н. Этот вариант «Лайтнинга» получил впоследствии за свой внешний вид полуофициальное насмешливое название «Друп Снут» (Droop Snoot — «Повешенный нос»). Впрочем, переоборудованная машина не была еще настоящим самолетом-лидером, а только летающей лабораторией для проверки аэродинамической совместимости планера самолета с его новой носовой частью (памятуя о долгой борьбе с бафтингом хвостового оперения первых Р-38). Полеты не выявили никаких неблагоприятных последствий, связанных с изменением конфигурации гондолы.

Впоследствии передняя часть деревянного макета была использована для изготовления пресс-формы настоящего плексигласового кока навигатора в результате она стала очень похожа на используемый на Mosquito. Дело продвигалось быстро и уже в конце февраля 1944 года взлетел головной бомбардировщик, переделанный из P-38J-20.

Помимо прицела «Норден» в носовой кабине установили кресло штурмана-бомбардира, навигационный столик с необходимым комплектом инструментов, а также щиток управления бомбовооружением, кислородный прибор и т.п. В отличие от прототипа антенна УКВ-радиостанции перекочевала на крышу кабины штурмана и устанавливалась под углом к вертикали. Снизу и по бокам кабины навигатора смонтировали дополнительные бронеплиты.

Машина произвела благоприятное впечатление на заказчиков из 8-ой воздушной армии, немедленно подписавших контракт на переоборудование сначала трех, а затем еще 15 «Лайтнингов» в вариант «Друп Снут». Завод в Ленгфорд Лодж переделал подобным образом 23 самолета P-38J. Кроме того, по заказу USAAF завод выпустил 100 специальных комплектов для доработки в строевых частях, из их использовали только около 75. Не все они применялись по прямому назначению. Один из «Повешенных носов» стал личным самолетом генерала Стрейтмейера. Для этого на нем демонтировали бомбардировочный прицел и установили комфортабельное кресло.

Аналогичный вариант изготовляла «Хиндустан эйркрафт» (Бангалор, Индия) на базе P-38L. Точное колличество выпущенных машин в Индии не известно.

В США в модификационном центре «Локхид» в Далласе была спроектирована другая интересная модернизация Р-38 в вариант самолета-лидера с радиолокационным бомбардировочным прицелом AN/APS-15 «Микки». Эта версия машины P-38 BTO (на основе модификации J-15) получила название «Пасфайндер» (Pathfinder-«Следопыт»). Антенну прицела смонтировали в носовом полупрозрачном обтекателе из оргстекла, а кабину оператора разместили позади прицела над нишей передней стойки шасси. По бокам кабины прорезали прямоугольные иллюминаторы. Антенна связной радиостанции осталась на своем обычном месте под носовой частью центральной гондолы. Количество переделанных таким образом самолетов неизвестно. Если в вариант «Друп Снут» большая часть машин была переоборудована в строевых частях, то в «Следопыты» их модифицировали исключительно в заводских условиях. Только первый прототип переделали из P-38J, а остальные машины доработали из истребителей P-38L-3 в далласском центре модификаций фирмы «Локхид».

Переделка P-38 в бомбардировщики прекратилась в конце 1944 г. Прицел AN/APS-15 предназначался для так называемых ВТО-операций (Bombing Trough Overcast -бомбометание сквозь облачность). Применение его было возможным только по крупным радиолокационноконтрастным объектам, таким как города, заводы, мосты и т.п. Обычно по целям такого рода американцы предпринимали массированные удары, в ходе которых сбрасывание бомб с высоты нескольких километров производилось по команде ведущего. Поэтому для «Следопытов» нашлось широкое поле деятельности. Они стали лидировать Боевое крещение самолеты «Друп Снут» из 20 FG получили 10 апреля 1944 г., приняв участие в налете на немецкую авиабазу Гутерслох в Сен-Дидье (Франция).

Они использовались для лидирования не только «Лайтнингов», но и других одноместных истребителей-бомбардировщиков. Так, в самом конце войны «Тандерболты» из 56 FG полковника Зимка, возглавляемые одним из «Повешенных носов», наносили бомбо-штурмовые удары по точечным объектам в Германии с баз в Великобритании и Италии.

Самолеты обеих модификаций эксплуатировались 8-й, 9-й, 10-й и 15-й воздушными армиями на различных театрах военных действий до конца войны. Такие самолеты использовались самостоятельно или придавались в качестве лидеров самым разнообразным по составу групп бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Часть «Следопытов» использовалась для составления радиолокационных карт Германии и Японии. После окончания войны несколько из них было продано частным компаниям. Они применялись для составления аналогичных карт территории США. Последние машины этого типа использовались до 1949 г.

Модификация   Р-38J
Размах крыла, м   15.85
Длина, м   11.71
Высота, м   3.91
Площадь крыла, м2   30.47
Масса, кг  
  пустого самолета   6450
  максимальная взлетная   8760
Тип двигателя   2 ПД Allison V-1710-89/91
Мощность, л.с.   2 х 1450
Максимальная скорость , км/ч   630
Крейсерская скорость , км/ч   510
Практическая дальность, км   2700
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   11800
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Бомбовая нагрузка :
максимальная до 2х908 кг бомбы бомбы,
нормальная до 1525 кг.
Дополнительно 2х 625-л подвесных бензобака.

Источники:

http://www.airwar.ru/

Вячеслав Чукмасов. Lockheed P-38 Droop Snoot/P-38 ВТО

Aircraft Profile 106. Le Roy Weber. Lockheed P-38 Lightning (Перевод А. Плахова, редакция В.Моисеева)

Squadron/Signal. Aircraft Number 109. Larry Davis. P-38 Lightning In Action

Squadron/Signal. Bert Kinzey. P-38 Lightning in detail & scale

Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Lockheed P-38 Lightning

2+

от admin