2+

Программа ELC «Even», которой французские военные баловались практически все 50-е — породила Огромное количество удивительных машин. В том числе и четырехствольную противотанковую САУ со 120-мм безоткатными орудиями.

Противотанковые пушки калибром 120-мм были выбраны с запасом. Предполагалось (пушки еще предстояло создать), что эти орудия будут пробивать до 300мм брони, чего должно было на момент создания этого «пепелаца» хватить с запасом. Средства прицеливания надеяться на попадание с первого выстрела не позволяли, так что для скорострельности, благо безоткатки нетяжелые — стволов прикрутили аж четыре штуки. В смысле первым промахнулись — вторым подкорректировали и попали. И повторить….

Кстати, насчет «повторить»… Система заряжания, что называется, «не имеет аналогов». Кроме шуток. Машина выходила из боя за укрытие и останавливалась. Башня разворачивалась так, чтобы казенные части подлежащих заряжанию орудий находились над местом механика-водителя. Бедолага открывал люк, ложился на спину и на вытянутых руках заталкивал выстрелы весом килограммов 10-15(?) в любезно подставленные стволы. После чего закрывал люк и трясущимися руками выводил САУ на огневую позицию.

Конечно, назвать это «удобным» не поворачивается язык, но что поделать, — прислуги нет, в смысле машина двухместная. Больше некому. А с другой стороны — из «Онтоса» и вовсе приходилось выпрыгивать парочке заряжающих , которые в момент заряжания были превосходной мишенью если не для пуль, то для осколков точно. Так что еще большой вопрос, что лучше: удобно перезарядить стоя в полный рост без защиты — или вот так вот выкручиваться.

Машинка относительно успешно проходила испытания, — ну, с поправкой на очевидную несерьезность противопульного бронирования из 10-мм стали и ограниченную бензиновым мотором дальность хода. А так — при массе 5.5 тонн и двигателе в 125л.с. все было неплохо: 70км/ч по трассе и 40км/ч по пересеченной местности, и способность при некоторой удаче завалить 3-4 советских танка, воспользовавшись своими крохотными размерами и высокой скорострельностью.

Конечно, система заряжания вызывала нарекания, и был разработан вариант с двумя орудиями и пятизарядными барабанами при них, — но вес, цена и сложность резко выросли, и идея не пошла. И все бы хорошо, все красиво, но вы помните, какая страна была пионером массового производства ПТУР? Да-да, Франция. К тому моменту, когда этот четырехствольный агрегат стал чуть менее макетом (орудия так и не создали) — безоткатные орудия стали считаться бесперспективными. Наступала эра ПТРК….

2+

от admin