4+

Hanomag SS-100 — тяжелый армейский тягач вермахта. В войсках выполнял самую разнообразную работу. Буксировал различные прицепы, артиллерийские орудия, проводил эвакуацию техники. А еще он был основным аэродромным тягачом люфтваффе, а также осуществлял транспортировку знаменитых ракет Фау-2.

Немецкая фирма Hanomag (Hannoversche Maschinenbau AG) основанная в 1835 году, ведет свою историю с небольшого предприятия по производству паровых двигателей. К концу века компания перешла на выпуск сельскохозяйственных машин, паровозов и другой железнодорожной техники. В 1905 году фирма получила первый военный заказ на поставку паровых грузовиков в немецкую армию. С активным развитием поршневых ДВС, Hanomag перешла на выпуск тракторов и автомобилей, в том числе легковых. В 1931 году компания освоила выпуск колесного трактора WD 26 с дизельным двигателем мощностью 36 л.с.

Наработав опыт по тракторам, в 1933 году фирма выпустила свой первый тягач — Hanomag SS-55. Он представлял собой короткобазный грузовик с колесной формулой 4х2 и двухскатной ошиновкой задней оси. Автомобиль оснащался 5,2-литровым дизельным двигателем мощностью 55 л.с., двухместной кабиной и лебедкой с тяговым усилием в 3,5 т. Тягач мог буксировать прицепы массой до 15 тонн.

В 1937 году компания выпустила более совершенный тягач Hanomag SS-100. Он получил мощный 6-цилиндровый дизель объемом 8,5 л на 100 л.с. Он работал в паре с четырехступенчатой МКПП, момент от которой, как и в случае с предшественником, передавался только на задние колеса. В основе машины лежала мощная рама на U-образных лонжеронах. Подвески на полиэллиптических рессорах, тормоза всех колес гидравлические с резервным пневматическим контуром. В вермахт Hanomag SS-100 начал поступать в 1940 году. В военном исполнении тягач получил двухрядную, дерево-металлическую 7-местную кабину закрытого типа. Сразу за ней находилась площадка на которую укладывался балласт.

Hanomag SS-100 был способен буксировать прицепы массой до 20 тонн. Для вермахта он выпускался в различных модификациях, в том числе и с 3,5-тонной лебедкой. В основном SS-100 служил в люфтваффе в качестве аэродромного тягача. Кроме того машину можно было встретить в инженерных войсках где она перевозила понтоны или иное военное оборудование. Но самое интересное ей применение нашли немецкие ракетчики.

Транспортер-установщик

По мере создания баллистической ракеты Фау-2 в высшем немецком командовании велись ожесточенные споры о том как эти ракеты применять: со стационарных или мобильных пусковых установок. Первоначально выбор был сделан в пользу стационарных, однако время показало ошибочность решения. Интенсивные бомбардировки союзников не дали завершить строительство капитальных стартовых столов, и немцы перешли на развертывание ракет с мобильных позиций.

В результате для запуска Фау-2 был разработан мобильный пусковой установщик — Meillerwagen. Он представлял собой 14-метровый прицеп в основе которого находилась трубчатая рама, а поверх нее располагался лафет для ракеты Фау-2. В передней части прицепа (относительно носа ракеты), находилась поворотная двухосная тележка с одинарными колесами с независимыми подвесками на поперечных рычагах и рессорах. Сзади располагалась ось с двухскатной ошиновкой, на полуэллиптических продольных рессорах. В основании рамы находился механизм подъема лафета в вертикальное положение. Он состоял из двух телескопических гидроцилиндров, гидронасоса, бензинового двигателя Volkswagen мощностью 14 л.с. и маслобака на 70 л. Все его компоненты (за исключением мотора) и прицеп в целом были производства фирмы Meiller-Kipper GmbH. Кстати компания существует и по сей день и занимается производством высококачественных самосвальных кузовов и прицепов.

Сценарий использования Meillerwagen был следующий. Мобильный стартовый комплекс в составе командирского полугусеничного тягача Sd.Kfz.7, бронетранспортера охраны Sd.Kfz.251, топливозаправщиков Opel-Blitz T-Stoffwagen и тягача Hanomag SS-100 (или иного) с прицепом Meillerwagen с ракетой Фау-2, выдвигались к месту пуска. Там в течение 110 минут происходил монтаж ракеты на стартовый стол, ее заправка, подготовка к старту и пуск. Затем комплекс полным составом покидал место старта.

Возможностей Hanomag SS-100 хватало, чтобы буксировать прицеп с ракетой, общей массой 15476 кг с максимальной скоростью в 45 км/ч. Всего же было выпущено около 200 установщиков Meillerwagen. Сколько было произведено тягачей Hanomag SS-100, достоверно не известно, но счет идет на сотни единиц. После войны тягач в модернизированном виде выпускался вплоть до 1951 года.

Источник:https://zen.yandex.ru/carshistory

4+

от admin