16+
Довольно часто можно услышать рассказы о том, что в годы Второй мировой войны красноармейцы умудрялись сбивать немецкие самолеты при помощи обычных трехлинеек. Учитывая то, насколько с каждым годом тема войны становится все более мифологизированной, резонным будет вопрос о том, а можно ли в принципе подобное сделать?

Самые яркие художественные иллюстрации того, что из стрелкового оружия можно сбить самолет, можно увидеть в замечательном фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» 1976 года и поэме Александра Твардовского «Василий Теркин», которая должна быть всем известна еще со школьных времен. Однако, все это художественная культура, вымысел, пускай, иногда, и основанный реальных событиях. Как же со сбиванием самолетов из винтовок дела обстояли на практике?

Начать стоит с того, что сбить  самолет из ручного стрелкового оружия крайне сложно. Одна единственная пуля мало что может сделать большинству самолетов. Бомбардировщики и разведчики летают слишком высоко, а истребители и штурмовики в подавляющем большинстве случаев имели бронированные кабины пилота и наиболее уязвимых агрегатов, рассчитанное на попадание далеко не винтовочных, а пулеметных пуль с куда более серьезным калибром.

Сложно – это еще не означает, что подобное вообще невозможно. Тем более, что стрелял по самолету чаще всего не один единственный боец, а целое подразделение. Как несложно догадаться, массированный огонь существенно повышает шансы не только на попадание, но и на повреждение. Сбить машину можно, однако даже повредить самолет уже дорогого стоит, ведь в этом случае его придется ремонтировать. Кроме того, любые попадания по машине производят на летчика соответствующий психологический эффект и могут заставить его, например, отказаться от выполнения поставленной задачи, приняв огонь пехотинцев за работу какого-нибудь мелкокалиберного ПВО, например из спаренных пулеметов.

Достаточно отметить, что упражнения и приемы для стрелковых подразделений по ведению огня из ручного огнестрельного оружия по самолетам практиковались не только в Красной Армии, но и в любой другой армии Европы на тот момент. Справедливости ради стоит отметить, что по большей части эта часть подготовки  досталась пехотным подразделениям еще со времен Первой мировой войны, когда самолеты летали ниже, медленнее, были куда хуже защищены и сбить их из пехотного оружия было очень даже возможно. К слову, по одной из версий, именно огнем пехоты с земли был убит величайший ас Первой мировой войны, легендарный «Красный барон» Манфред фон Рихтгофен.


Немецкие самолеты Второй мировой войны имели куда более лучшую защиту чем этажерки Первой мировой. Но давайте внимательно посмотрим на схему бронирования немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109. Самая уязвимая «деталь» самолета-летчик, имел довольно неплохую защиту, сзади и снизу его защищала не только броня, но и топливный бак(не надо думать, что топливный бак плохая защита, это только в фильмах баки взрываются от одной пули как атомная бомба), пробить такую защиту винтовочной пулей было невозможно. Спереди летчика защищал двигатель и броне стекло, но вот с боков, с боков практически никакой защиты не было, боковое бронестекло фонаря не в счет, так как большая часть тела пилота оставалась все же открыта для огня сбоку. Поэтому, при правильной организации огня, хорошем командире, который сможет определит дальность и скорость самолета, и даст команду стрелкам какое нужно брать упреждение, то пехотный взвод с трехлинейками, на небольшой дистанции, может действительно представлять ощутимую угрозу для низколетящего самолета.
Интересно, что в вермахте в 1945 году даже была учреждена специальная награда за сбитие самолета из ручного стрелкового оружия. Официально выдана она была 16 бойцам. Действительно ли немцам удалось сбить 16 самолетов винтовками и автоматами или все это было лишь пропагандистским шагом, сегодня сказать уже сложно.

Источник: https://novate.ru/

16+

от admin