2+

На базе истребителя МиГ-17 было построено множество боевых и опытных модификаций. Одна из них была весьма любопытна, это опытный истребитель МиГ-17СН. Опытный самолет получивший заводской шифр-«СУ» оснащался подвижной пушечной установкой расположенной в носовой части фюзеляжа.

Предполагалось, что такая система даст преимущества при стрельбе как по наземным, так и по воздушным целям. Руководил этой программой ведущий инженер Н.И.Волков. Носовая часть фюзеляжа претерпела кардинальные изменения. Лобовой воздухозаборник заменили на боковые, длина фюзеляжа увеличилась на 1 м.

Воздухозаборники перенесли в корневую часть крыла, самолет получил новый фонарь кабины и новые двухколодочные колеса КГ-23 основных опор шасси. Машину оборудовали автоматическим радиолокационным прицелом-пеленгатором «Аист», сопряженным с радиодальномером «Радаль-М» и оптическим прицелом АСП-4НМ.

Пушечную установку СВ-25-МиГ-17 установили в носовой части фюзеляжа. Для улучшения обзора летчику фонарь увеличили по габаритам и установили специальное прицельное оборудование. Система СВ-25-МиГ-17 включала в себя три опытные пушки ТКБ-495 (АМ-23) калибра 23 мм, имевшие скорострельность 1250 выстрелов в минуту на ствол  и предназначавшиеся прежде всего для поражения наземных целей.

Управление перемещением в вертикальной плоскости (вверх 27,26°, вниз 9,28°) производилось электродистанционно. Общая масса установки составила 469 кг. Опытный самолёт МиГ-17СН стал первым самолётом ОКБ «МИГ» с боковыми воздухозаборниками.

Заводские испытания начались в 1953 г., проводил их лётчик-испытатель Г.К.Мосолов. На госиспытаниях было выполнено только три полета на самолёте МиГ-17СН, а остальные — на летающей лаборатории Ил-28. По сравнению с серийным истребителем летные данные самолёта МиГ-17СН оказались хуже. Максимальная скорость уменьшилась на 60 км/ч, время набора высоты 10000 м увеличилось на 1,5 минуты, практический потолок снизился примерно на 500 м, время выполнения виража на высоте 10000 м возросло на 15 с.

К тому же, новые воздухозаборники ухудшили условия работы двигателя: тяга уменьшилась, появилась повышенная склонность к помпажу и двигатель стал хуже запускаться в полете.

Выявились и существенные недостатки пушечной установки. Так, стрельба очередями из всех отклоненных стволов вызывала изменение траектории полета самолета. Причем при отклонении пушек более чем на 10 град. вверх вести прицельный огонь оказалось невозможно. Требовалась разработка автоматизированной системы управления оружием и самолетом, но заниматься ею не стали, и все работы по данной теме в ОКБ-155 свернули.

P.S. К идее подвижной стрелковой установки для истребителя КБ Микояна вернулось позже, в 1957 году, при разработке экспериментального истребителя-перехватчика Е-150

ЛТХ:

Размах крыла, м   9.63
Длина самолета,м   12.33
Высота самолета,м   3.80
Площадь крыла,м2   22.60
Масса, кг  
  пустого самолета   4152
  нормальная взлетная   5620
Тип двигателя   1 ТРД ВК-1А
Тяга, кгс   1 х 2900
Максимальная скорость, км/ч   1058
Практическая дальность, км   600
Практический потолок, м   14500
Экипаж, чел   1
Вооружение:  три пушки АМ-23 по 100 патронов на каждую.
2 ПУ УБ-16-57

Источники:

http://www.dogswar.ru/

http://www.airwar.ru/

Авиация и Время. Ефим Гордон. В тени старшего брата

Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ»

Авиаколлекция ТМ. Николай Якубович. Истребитель МиГ-17

Aerofax. Yefim Gordon. Mikoyan-Gurevich MiG-17

2+

от admin