2+

Технические умы нацистской германии преуспели безусловно во многом. Особенно же в создании различных самоходных артсистем. Парк САУ Вермахта поражает своим разнообразием. Иногда это плоды многолетней инженерной мысли, иногда – импровизация «на коленке». В 605-м батальоне истребителей танков как раз было собрано и то, и другое.

В 1936 году германские военные озаботились созданием противотанковой САУ на полугусеничном ходу. Вероятно, это обусловлено тем, что в Рейхе в тот период полным ходом шли работы по созданию полугусеничных артиллерийских тягачей. Задание на проектировку шасси самоходки получила фирма «Бюссинг-НАГ», строившая грузовики. За 75-мм орудие с длиной ствола в 40,8 калибров отвечала «Рейнметалл». Трудно сказать, отчего работы растянулись на целых пять лет. Скорее всего, заволокитили на «Рейнметалле», т.к. «Бюссинг» к лету 1941 года на четыре готовых шасси смогла получить оттуда всего два орудия.

Главным отличием от полугусеничных тягачей и БТРов, используемых в немецкой армии, было расположение двигателя – 150-сильный «Майбах» у новой САУ находился в корме. Главным отличием от других САУ было то, что орудие было вмонтировано не в неподвижную рубку, а во вращающуюся башню. Бронирование машины было довольно слабым – только лобовая броня имела толщину в 20 мм, остальное тоньше. Ставка делалась на маневренность и возможность уничтожать вражеские танки с дальней дистанции. Экипаж – 4 человека.

Получив от «Бюссинга» две машины, военные были несколько разочарованы их боевыми возможностями и заказа на серийное производство не сделали. Скорее всего, эта парочка так и осталась ржаветь на заднем заводском дворе, если бы не Роммель. Осенью 41-го он потребовал прислать ему в Африку мощные противотанковые орудия, желательно самоходные. Чтоб можно было расстреливать английские танки с дальней дистанции. Где взять? Великолепные 75-мм РаК-40 еще только предстояло запустить в производство, 50-мм Рак-38 выдаются по 2-4 штуки на дивизию. Самоходные «Панцеръягеры» с 47-мм орудием плотно заняты на Восточном фронте. Вот тут и вспомнили о самоходках «Бюссинга». Присвоили им наименование Panzer Selbstfahrlafette II и стали готовить к отправке Роммелю.

Но две самоходки на всю Северную Африку?.. Нужно было что-то еще. Придумали! В начальный период войны на Востоке было захвачено большое количество советских 76-мм пушек Ф-22. Испытав трофей, немцы были весьма впечатлены баллистикой орудия. Фирме «Алкетт» поручили быстренько придумать самоходный лафет под трофейную пушку. Специалисты с «Алкетт» изобретать велосипед не стали, а просто установили на полугусеничный тягач Sd Kfz 6 рубку из тонкой брони. В рубку закатили Ф-22 целиком – вместе со щитом, колесами и станинами. То, что получилось назвали «Дианой». Всего было изготовлено девять таких САУ. «Изюмнкой» «Дианы» было то, что в случае, если малозаметность важнее подвижности, орудие можно просто снять и замаскировать в полевом укреплении.

В январе 1942 года Panzer Selbstfahrlafette II и «Дианы» прибыли в Африку, где поступили на вооружение 605-го батальона истребителей танков. Стоявшие на вооружении батальона «Панцеръягеры» способны были бороться с английскими «Матильдами» лишь на короткой дистанции. Новое пополнение изменило ход игры. От полугусеничных немецких САУ английские танковые части стали нести очень серьезные потери.

Но 11 «убойных» раритетов – это очень мало для большой войны. Один из Panzer Selbstfahrlafette II был потерян уже в марте 42-го. Другой в начале июня. Судя по всему, он был подбит под Бир-Хакеймом и захвачен англичанами. Упоминается, что перед этим он сумел подбить три британских танка. «Дианы» также несли потери. В основном от авиации противника. В конце октября 42-го в строю оставалось всего две машины. В начале декабря была потеряна последняя.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5cadd3037c62d600af7cb6bb

2+

от admin