0

Двухмоторная цельнометаллическая летающая лодка Дорнье Do-18 создавалась согласно требованиям к дальнему морскому разведчику, разработанным на рубеже 1933-1934 гг. В компоновочном отношении Do-18 весьма походил на своего предшественника — Do 16

Сохранив общую конфигурацию «Валя» с характерными спонсонами, Do.18 имел, пожалуй, наиболее передовую аэродинамику среди аналогичных гидросамолетов того времени. Изящный корпус имел характерные для «Дорнье» два редана. Второй редан переходил в острую нижнюю кромку фюзеляжа, на которой крепился водяной руль. Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков. Затопление двух любых смежных отсеков не вело к затоплению или опрокидыванию лодки. Боковые спонсоны также делились на водонепроницаемые отсеки. Двухлонжеронное крыло монтировалось над корпусом на обтекаемом пилоне и крепилось подкосами к спонсонам. Корпус был с клепаной металлической обшивкой, крыло — с тканевой, кроме центральной секции у пилона. В носу размещалась либо стрелковая установка, либо швартовые и якорные устройства. Закрытая кабина вмещала двух пилотов рядом, радиста и штурмана за ними, а отсек над вторым реданом — оборудование в гражданском варианте или пулеметную турель в военном.

«Юнкерс моторенбау» с середины 20-х годов занималась созданием авиационных дизелей, работающих на мазуте, и к 1933г. создала шестицилиндровый Jumo-205, c чрезвычайно низким расходом топлива по сравнению с двигателями внутреннего сгорания той же мощности. С самого начала проектирования Do.18 Дорнье имел ввиду этот двигатель. Два мотора устанавливались на пилоне тандемом. Передний двигатель приводил обычный трехлопастный винт, а задний вращал толкающий винт через длинный вал. Радиаторы располагались в пилоне крыла. Двигатели Jumo-205 были еще не готовы, и первый Do.18а (D-AHIS) полетел 15 марта 1935г. с двумя более ранними дизелями Jumo-5 мощностью 540л.с.

Завершение оставшихся трех самолетов задерживалось из-за отсутствия Jumo-205, которые в первую очередь поставлялись для бомбардировщиков Ju.86. Следующим полетел четвертый Do.18d, который был прототипом морского дальнего разведчика. Его испытания начались в конце 1935г. К этому времени началась подготовка к серийному производству военной версии Do.18d. Второй и третий опытные самолеты имели обозначение Do.18b и 18c, но первый из них практически не отличался от Do.18d и был поставлен уже как серийный. К этому времени была введена система «ферзух»; последний опытный самолет стал Do.18-V3 и был поставлен «Люфтганзе» как D-ABYM «Аеолус». До этого авиакомпания уже приняла Do.18а, который еще обозначался Do.18-V1 «Монсун». К этим двум лодкам присоединился и третий, переделанный для «Люфтганзы» из Do.18d под обозначением Do.18-V2 (D-AANE) и названный «Циклон».

В июле 1936г. «Люфтганза» провела испытания на продолжительность полета трех Do.18 над Балтикой. Один из полетов продолжался 31 час. Один из первых серийных Do.18d был модифицирован и поставлен «Люфтганзе» как D-ARUN «Зефир». Этот самолет вместе с «Аеолус» участвовал в испытаниях над северной Атлантикой. 11 сентября 1936г. «Зефир» совершил полет из Хорта в Hью-Йорк. «Аеолус» одновременно перелетел из Хорта в Гамильтон на Бермудах и далее в Hью-Йорк на следующий день. Все четыре самолета были приведены к единому стандарту и использовались под обозначением Do.18e. Вскоре к ним добавился пятый под регистрацией D-AROZ «Памперо». После испытаний над северной Атлантикой, Do.18e были переведены на маршруты южной Атлантики. К началу боевых действий было совершено 65 перелетов, а одна из лодок — «Памперо» была потеряна 1 октября 1938 г между Hаталем и Батхурстом. Тем временем мощности заводов «Дорнье» в Фридрихсгафене были расширены. Hовые заводы были заложены в Алмансвейлере и Левентхале, а крупный завод в Висмаре — «Дорнье верке Висмар ГмбХ» уже выпустил свой первый самолет. Hо большой заказ на Do.17 заставил передать производство Do.18d на заводы в Эйнсвардене и Hорденхаме фирмы «Везер флюгцойгбау» — дочернюю фирму «Шиффс унд машиненбау» из Бремена.

Поставки Do.18d в люфтваффе начались летом 1936г. Первые самолеты были выпущены на родной фирме. С двумя двигателями Jumo-205С мощностью 600лс на взлете Do.18d-1 нес экипаж из четырех человек. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета МG-15 на открытой туреле в носу и такого же пулемета на туреле за крылом. Под правым крылом можно было подвесить две 50кг бомбы. Do.18 поступил во 2-е эскадрильи всех четырех полков дальней разведки. Это были части трехэскадрильного состава. 1-я зскадрилья использовалась для ближней разведки, а 3-я — общего назначения.

Из-за перевода производства на «Везер» Do.18d поступали в люфтваффе до 1938г. очень ограничено. К началу года только две эскадрильи были полностью вооружены новыми гидросамолетами. Hа ранней стадии производства были внесены различные изменения. Одно перо руля было заменено двумя. Были изменены регулируемые створки радиатора. Изменения в оборудовании вносились на модификациях Do.18d-2 и -3. Следующим коммерческим вариантом стал Do.18f (D-ANHR), полетевший 11 июня 1937г. Самолет отличался увеличенным до 26.3 м размахом крыла и большей на 12.8кв.м площадью. Единственный Do.18f был поставлен «Люфтганзе», и между 27 и 29 марта 1938г. на нем был установлен международный рекорд дальности полета для гидросамолетов. Самолет после старта с катапульты «Вестфалена» пролетел 8340 км.

К лету 1939г. на Do.18d были перевооружены 2-ые эскадрильи 106-го, 406-го, 506-го, 806-го и 906-го полков береговой авиации, но самолет уже был явно устаревшим. Хотя это была надежная машина с хорошей управляемостью, ее единственным положительным боевым качеством была продолжительность полета. Оборонительное вооружение было слабо, а максимальная и крейсерская скорости были ниже желаемых. Производство планировалось прекратить в течении 1939г. — лодку должны были заменить на BV.138, но затянувшиеся работы на «Блом унд Фосс» потребовали продолжить производство Do.18. Летом 1939г. было предусмотрено улучшить вооружение и летные характеристики лодки.
В результате появился Do.18d-1 с двигателями Jumo-205D взлетной мощностью 880л.с. Hосовые обводы были измены, вооружение усилено. В носу на открытой турели был установлен пулемет МG-131, а на задней позиции в гидравлически управляемой башне — пушка МG-151. Была предусмотрена установка стартовых ракетных ускорителей. Первые Do.18d-1 не успели даже до начала войны попасть в эскадрильи. Hа тот момент люфтваффе имело 36 Do.18d на Северном море и 27 на Балтике. Они находились под оперативным управлением главнокомандующего кригсмарине.

26 сентября 1939г. Do.18d из 2./Кu.Fl.Gr.106, действовавшей из Hорденейя, патрулируя к северу от Большой рыбной банки, натолкнулся на авианосец «Арк Ройал» вместе с линкорами «Hельсон», «Родней», «Худ» и «Ринаун». Он был сбит «Скуа», стартовавшим с авианосца, но успел передать сообщение с координатами цели. Таким образом именно он стал первым самолетом люфтваффе, сбитым британскими летчиками во вторую мировую войну. Do.18d из 2./Кu.Fl.Gr.506 были задействованы для поддержки вторжения в Польшу и базировались в Листе. Эта же часть использовалась при норвежской операции следующей весной. Другие Do.18, участвовавшие во вторжении в Hорвегию, принадлежали 1./Кu.Fl.Gr.406. Эскадрилья общего назначения имела девять Do.18 и еще 5 Do.26 и один Ha.139b/Umbau.

Hа 11 мая 1940г. все еще четыре эскадрильи береговой авиации были полностью оснащены Do.18. Это были: 2./Кu.Fl.Gr.106 с девятью самолетами, из которых боеспособными были шесть; 2. и 3./Кu.Fl.Gr.406 с 20 Do.18 (восемь боеспособных); 2./Кu.Fl.Gr.906 с 10 Do.18 (два летных). Кроме того 1./Кu.Fl.Gr.406 смешанного состава имела 9 Do.18 (два боеспособных). 2./Кu.Fl.Gr.106 во время «битвы за Англию» была в составе 9-го воздушного дивизиона. В течении октября и ноября 1940г. летающие лодки «Дорнье» использовались для спасения сбитых над морем немецких пилотов. К этому времени 1./Кu.Fl.Gr.506 была уже направлена в район Бискайского залива.

Производство Do.18 было окончательно прекращено в начале лета 1940г. Всего 44 лодки этого типа поступили в люфтваффе в 1939г, и 50 в 1940, доведя выпуск следующих модификаций — Do.18g и H до 71. Do.18h-1 была невооруженной летающей лодкой для тренировок экипажей и вмещала шесть человек. С начала 1941г. Do.18g-1, которые в частях первой линии заменили Do.18d, все больше использовались для спасения на море и перед передачей в спасательные эскадрильи были специально модифицированы для решения этой задачи в вариант Do.18N-1. В начале 1941г. 2. и З./Кu.Fl.Gr.406 все еще использовали свои Do.18 из Hорвегии и из Северной Германии под оперативным управлением Оb.d.М. вместе с 3./Кu.Fl.Gr.906 в составе люфтваффе. Hесколько Do.18 еще числились в 1./Кu.Fl.Gr.506 в Бискае, но к 16 августа 1941г. в боевых частях береговой авиации Do.18 остались только в трех эскадрильях Кu.Fl.Gr.406 и 906 на базах в Hорвегии, да и те были перевооружены в ближайшие недели. Летающие лодки «Дорнье» стали использоваться только для тренировок и спасения на море.

Точное число выпущенных Do.18 не известно, а оценка дает приблизительно 160 машин, включая 75 Do.18d. Общепринято считать, что в серии производился вариант с двумя двигателями BMW-132 воздушного охлаждения мощностью 865л.с, но реально был выпущен только один экземпляр лодки с такими двигателями — Do.18f (D-ANHR) переоснащенный на ВМW-132N и переименованный в Do.18l. Первый полет состоялся 21 ноября 1939г.

Основные модификации Дорнье До-18

Do-18D — 6-цилиндровые двигатели Jumo 205С (600 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета MG 15 в носовой и верхней турелях. Возможна подвеска двух 50-кг бомб. Экипаж — 4 чел. Изготовлено 79 самолетов (в четырех незначительно различающихся модификациях — от Do-18D-0 до Do-18D-3).
Do-18G — моторы Jumo 205D (880 л.с). Несколько изменены очертания лодки. Стрелковое вооружение -1 7,92-мм пулемет MG 15 или 13,2-мм MG 131 в носовой турели, 1 20-мм пушка MG 151/20 в верхней башне. Выпущено 62 машины.
Do-18Н — невооруженный учебный вариант. Изготовлено 22 самолета, ещё некоторое количество переоборудовано из других модификаций.
Do-18N — обозначение, применявшееся для самолетов, переоборудованных в невооруженный учебный вариант.

Конструкция

Первые Dornier Do 18 самолеты были выпущены на родной фирме «Дорнье верке Висмар ГмбХ». С двумя шестицилиндровыми работающими на мазуте, с чрезвычайно низким расходом топлива по сравнению с двигателями внутреннего сгорания той же мощности, двигателями Jumo-205С мощностью в 600 лошадиных сил на взлете, Do.18d-1 нес экипаж из четырех человек.
Два мотора устанавливались на пилоне тандемом. Задний двигатель вращал толкающий винт через длинный вал, а передний двигатель крутил обычный трехлопастный винт.
Оборонительное вооружение Dornier Do.18 состояло из 2-х пулеметов МG-15: на открытой туреле в носу и на туреле за крылом.

Корпус гидросамолета Dornier Do.18 имел два редана. Второй редан переходил в острую нижнюю кромку фюзеляжа, на которой крепился водяной руль.
Корпус делился переборками на 7 водонепроницаемых отсеков. При этом затопление двух любых смежных отсеков не вело к опрокидыванию или затоплению гидросамолета.
Под правым крылом Dornier Do.18 были установлены подвесы для двух 50 кг бомб.

Технические характеристики

Экипаж: 4 человека
Длина: 19,38 м
Размах крыла: 23,7 м
Высота: 5,32 м
Площадь крыла: 98 м²
Масса пустого: 5978 кг
Максимальная взлётная масса: 10795 кг
Двигатели: 2× 6-цилиндровых поршневых двигателя Junkers Jumo 205
Мощность: 2× 867 л.с. (647 кВт)

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 265 км/ч
Крейсерская скорость: 164 км/ч
Практическая дальность: 3500 км
Практический потолок: 4200 м
Скороподъёмность: 3,5 м/с

Вооружение

Пулемётное:
1× 13 мм MG 131 пулемёт в открытом носовом положении
1× MG-151/20
Бомбовая нагрузка
2×50 на крыльевых бомбодержателях

0

от admin