6+

Историю итальянского флота можно смело делить на две части: долгий перечень провалов и неудач крупных кораблей и, без преувеличения, славный боевой путь легких сил флота: торпедных катеров, субмарин и боевых пловцов-диверсантов. Сегодня мы поговорим о подвигах Луиджи Риццо, прославленного командира торпедного катера в годы Первой мировой войны. Именно ему принадлежит крупнейшая в истории этого класса кораблей победа — потопление линкора австро-венгерского флота «Сент Иштван».

Родился Луиджи 8 октября 1887 года в приморском городе Милаццо в семье капитана торгового флота. С 18 лет работал на торговых судах и прошел путь от матроса до капитана. В 1912 Риццо получает звание лейтенанта военно-морского резерва. В 1914 году был призван на военно-морской флот. Вступление Италии в войну в мае 1915 на стороне Антанты Риццо встретил в должности авионаблюдателя в морской авиации, где прослужил до конца 1916 года. Затем был переведен в только что созданный отряд торпедных катеров.

В ночь с 9 по 10 декабря 1917 года лейтенант Луиджи Риццо совершил рейд на базу австро-венгерского флота в Триесте. Целью операции были австрийские броненосцы береговой обороны «Вена» и «Будапешт», регулярно обстреливавшие приморский фланг итальянской армии. Гавань, закрытая боновым заграждением казалась неприступной, но Луиджи, проведя несколько разведывательных вылазок, нашел в заграждении слабое место, прикрытое только стальными тросами. Перерезав тросы установленным на носу резаком, торпедные катера MAS-9 и MAS-13 проникли на рейд. В 2:30 MAS-9 под командованием Риццо поразил 2 торпедами броненосец «Вена». Спустя 5 минут после взрыва корабль затонул, унеся с собой 46 членов экипажа. Стрелявший по «Будапешту» MAS-13 промахнулся. Оба катера благополучно ушли в море.

В июне 1918 года командующий австрийским флотом адмирал Хорти вывел свой флот для удара по силам Антанты, запирающим выход из Адриатического моря подводным лодкам. В операции должны были принять участие все 4 дредноута австро-венгерского флота, разбитые на 2 группы по 2 корабля в каждой. Акция была назначена на 11 июня. Одна из групп, включавшая линкоры «Сент Иштван», «Тегетхофф» с 7 миноносцами сопровождения, вышла в море поздним вечером 9 июня. Из-за неопытности машинных команд и плохого качества угля из труб линкоров валил густой дым и летели искры.

В это же время в море находилась пара итальянских торпедных катеров под общим командованием ставшего капитаном 3-го ранга Луиджи Риццо, командира базировавшейся в Анконе 4-й флотилии. MAS-15 и MAS-21 на буксире миноносцев были приведены в район патрулирования у восточного побережья Адриатики и имели своей задачей охоту на транспорты.

В 02:05 командир отряда принял решение свернуть поиск и возвращаться в точку встречи со своими миноносцами, но перед этим решил подождать ещё полчаса, после чего покинуть район патрулирования. В 03:15 итальянцы справа по борту заметили густое облако дыма, надвигавшееся с севера. Торпедные катера на минимальной скорости направились в сторону вражеского соединения. Пропустив головные корабли, катера проскользнули между двумя миноносцами бокового охранения, и, увеличив скорость с девяти до двенадцати узлов, выпустили торпеды по линкорам с дистанции 450-600 метров.

Торпеды катера MAS 21, выпущенные в «Тененгоф» в цель не попали, в то время как MAS-15 под командованием Риццо добился двух попаданий в линкор «Сент Иштван». Пуск был замечен с миноносца Tb 76, после чего тот стал преследовать итальянцев, ведя огонь с дистанции 100-150 метров. Чтобы оторваться от противника Риццо приказал сбросить в кильватерную струю глубинные бомбы и предпринял несколько крутых поворотов. Австрийцы отстали.

«Сент Иштван» продержался на плаву ещё около трех часов. Контрзатопления и заводка пластырей успеха не принесли, линкор лег на борт и в 06:12 минут скрылся под водой, унеся с собой жизни 89 человек. Так как боевых действий в тот момент не велось кинооператор смог запечатлеть момент гибели корабля.

После войны Луиджи Риццо вышел в отставку в звании капитана 2 ранга и занимался морскими грузоперевозками. Указом королевской концессии от 25 октября 1932 года и подтвержденным 20 июня 1935 года Луиджи Риццо получил графский титул и стал графом Градо. 20 октября 1941 года к графскому титулу добавилось еще Предикат Премуда, теперь его полное имя стало Луиджи Риццо, 1-й граф Градо и Премуда. Добровольцем участвовал в Эфиопской войне, произведен в контр-адмиралы военно-морского резерва. Со вступлением Италии во вторую мировую Риццо вновь поступил на службу и до января 41-го возглавлял противолодочную оборону Сицилийского пролива. Потом возглавлял «судоходную компанию Ллойда Триестино». В сентябре 43-го года Луиджи Риццо сделал все возможное, чтобы не допустить попадания судов в руки немцев, за что был арестован Гестапо. Умер знаменитый адмирал 27 июня 1951 года!

Вот такой человек служил в итальянском флоте! Не удивительно, что Луиджи Риццо вполне заслуженно стал легендой итальянского флота ещё при жизни. Его торпедные катера выставлены в музее, его именем названа улица в Риме, а 20 апреля 2017 года в состав флота вошел фрегат «Луиджи Риццо».

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5cc08a42c5ed1700b3e44dcb

6+

от admin